Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление и.о. Постоянного представителя Д.А.Полянского на заседании СБ ООН по сирийскому «химическому досье»

Г-н Председатель,

Благодарим заместителя Высокого представителя по вопросам разоружения Адедежи Эбо за его брифинг.

131-й ежемесячный доклад Техсекретариата ОЗХО «Прогресс в ликвидации сирийской химической программы» является очередным ярким примером ангажированности данной структуры. Вновь вынуждены повторить, что содержание докладов Гендиректора данной организации не сбалансировано, тиражирует однотипные обвинения в адрес сирийцев и «заточено» под одну цель – создать впечатление, что диалог ОЗХО и САР буксует исключительно из-за «некооперабельности» и «недобросовестности» сирийской стороны. Так, в нем вновь не к месту выпячивается раздутая Техсекретариатом абсолютно надуманная и не имеющая отношения к отчетному периоду проблема с выдачей визы одному из сотрудников Миссии по оценке первоначального объявления в Сирии (МООС). При этом намеренно замалчивается тот факт, что эту ситуацию удалось разрешить исключительно благодаря усилиям и доброй воле Дамаска.

Совершенно абсурдными и непрофессиональными выглядят параграфы относительно планов проведения 28-го раунда консультаций между МООС и сирийскими властями. Руководство САР приветствовало его организацию и выразило полную готовность продолжить дискуссию для согласования необходимых модальностей, включая даты, которые устраивали бы обе стороны. В этой связи нам абсолютно не понятно, с какой целью данной сугубо технической детали посвящено целых три пункта доклада. Как видится, единственная цель – выставить Сирию в неприглядном свете.

При этом никто не удосужился отметить тот факт, что, несмотря на продавленное ущемление Дамаска в правах и привилегиях по КЗХО, он продолжает добросовестно взаимодействовать с ОЗХО и выполнять свои обязательства по Конвенции. Сирия оказывает все необходимое содействие инспекциям, проводимым представителями Организации. Напомним тем, кто этого не хочет замечать, что за десять лет было проведено 150 технических встреч, осуществлено 45 визитов на объекты, отобрано 180 проб, 350 документов было получено от Дамаска. Думаю, что наши сирийские коллеги сегодня сами расскажут о проделанной работе, чтобы у Совета появилась возможность получить более объективное представление о происходящем. Доклады Гендиректора по-прежнему не позволяют это сделать.

При всём этом важно не забывать, что взаимодействие с МООС – это часть добровольных двусторонних обязательств, которые взяла на себя Сирия. Мандат МООС не предполагает никакой деятельности по «расследованию». Ее задача – лишь содействовать сирийской стороне в подготовке ее первоначального объявления.

В этой связи удивляет, что в докладе нарочито акцентируется факт выдвижения МООС сирийцам двух новых технических вопросов ввиду обнаружения остаточных следов ряда списочных химикатов. При этом указанный рабочий момент безосновательно преподнесен чуть ли не как обнаружение запасов химического оружия.

Считаем неоправданным решение Техсекретариата относительно открытия двух новых вопросов. Очевидно, что никакой спешки для включения этих тем в перечень «нерешенных» не было и можно было бы дождаться получения дополнительных разъяснений от Дамаска. Наши эксперты убеждены, что и большую часть остающихся нерешенных вопросов теоретически можно закрыть. При этом необходимо учитывать сложности в предоставлении достаточного объема материальных и/или документальных подтверждений в силу объективных причин (военные действия на территории САР, сроки осуществления вероятной подозрительной активности, ускоренный порядок уничтожения сирийской химпрограммы и т.д.).

Хотя и тут нет ничего удивительно, ведь мы неоднократно в стенах этого зала просили разъяснить, чем объясняются различия в подходах по этому вопросу к Сирии и к другим странам, которые сталкивались с аналогичными проблемами, но на которые не обрушивалось за это такого шквала критики, как на Дамаск. Приводили на этот счет конкретные примеры. Но ответа так и не получили.

Сожалеем, что в докладе не нашел отражения и тот факт, что в текущем году, благодаря взаимодействию Дамаска с МООС, были закрыты три из ранее имевшихся вопросов. Со своей стороны, приветствуем достигнутый прогресс в деле ликвидации сирийского химического оружия и уничтожения объектов по его производству и хранению, а также возобновление консультаций между сирийским Национальным органом и МООС и решение о продлении до конца года трехстороннего соглашения между Сирией, ОЗХО и Управлением ООН по обслуживанию проектов. Отрицать достигнутые успехи на этих направлениях – значит идти против истины. Исходя из того, как подают эту тему западные члены Совета, становится очевидным, что любой прогресс в сирийском «химдосье» становится у них «костью в горле» и они делают всё возможное, чтобы его игнорировать.

В этой связи хотелось бы напомнить коллегам, заявляющим о сокрытии якобы имевшихся у Дамаска запасов химоружия, что они до сих пор не представили ни СБ ООН, ни ОЗХО никакой информации по неким сирийским объектам по производству и хранению химоружия, которые эти страны атаковали в апреле 2018 года, действуя вразрез с уставом ООН, что само по себе является грубейшим нарушением резолюции 2118.

Подобная политизированная подача имеет под собой лишь одну цель – ввести в заблуждение Совет и подыграть линии недругов Дамаска на бесконечное поддержание на плаву сирийского «химдосье». Цена за подобные действия – зашкаливающая политизация ОЗХО. В итоге наносится очевидный ущерб режиму запрещения химического оружия в целом, подрывается способность Организации реагировать на реальные вызовы, которые стоят перед международным сообществом в сфере химразоружения и нераспространения химоружия. Призываем наших западных коллег задуматься, стоят ли их мелочность и мстительность по отношению к победившему терроризм сирийскому правительству подобных последствий для международного сотрудничества в этой сфере.

Благодарю за внимание.

Видео выступления