Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление и.о. Постоянного представителя Д.А.Полянского на заседании Совета Безопасности по ситуации в Сирии

Спасибо, г-жа Председатель,

Хотелось бы поблагодарить Спецпосланника Генсекретаря г-на Гейра Педерсена и заместителя Генсекретаря Марка Лоукока за доклады.

Сегодняшнее заседание, к сожалению, весьма хрестоматийно вписывается в общую картину обсуждения в Совете сирийского сюжета. Мы видим выпячивание и раздувание гуманитарных проблем, которые, безусловно, существуют.

Нас также крайне беспокоит происходящее. Однако при этом мы прекрасно понимаем его первопричину и призываем всех не забывать о ней. Это не действие режима и его союзников, как увещевают наши западные коллеги, а усилия террористов, не жалующихся, кстати, на отсутствие материальной и военной поддержки.

Не стоит забывать, что, если бы на сирийскую землю не пришли террористы и не попытались при поддержке ряда наших западных коллег свергнуть законную сирийскую власть, Сирия не столкнулась бы с ужасающими проблемами, гибелью сотен тысяч людей, бегством и нищенским существованием миллионов. Об этом ни сирийцы, ни жители других государств никогда не смогут забыть. И история действительно, как пафосно вещал мой британский коллега, обязательно осудит тех "радетелей" за западные ценности, кто ради своих геополитических амбиций почти развалил и обрек на беспрецедентные страдания целую страну. И тех, кто подпевал им в Совете Безопасности, тиражируя непроверенную и откровенно ложную информацию с тем, чтобы помешать политическому процессу и национальному примирению. Даже если у вас, господа, в руках нет пробирок, как у ваших предшественников, лгавших об оружии массового поражения в Ираке, а в арсенале сегодня только ролики из Youtube, по сути, вы от них ничем не отличаетесь.

Россия, безусловно, поддерживает усилия Спецпосланника Гейра Педерсена и предпринимает активные меры для продвижения политического процесса и восстановления доверия между конфликтующими сирийскими сторонами.

Как уже было отмечено, ведется интенсивная работа в рамках Астанинского формата вместе с Ираном и Турцией, во взаимодействии со Спецпосланником и в координации с правительством САР и оппозицией.

Хочу подчеркнуть: данный формат является единственной площадкой, движущей вперед сегодня процесс политического примирения в Сирии.

Последняя встреча в Астанинском формате состоялась 1–2 августа. Ее отличительной чертой стало участие Бейрута и Багдада в качестве новых наблюдателей. На середину сентября, как вы знаете, запланирован очередной, пятый саммит стран-гарантов в Турции.

Упомянутая мной встреча в Нур-Султане прошла в конструктивной атмосфере, подтвердила настрой всех участников, прежде всего стран-гарантов, на поиск компромиссов и продолжение эффективного взаимодействия.

Рассчитываем, что в ближайшее время, даже вопреки становящимся все более яростными усилиям наших западных коллег по срыву этого процесса, нам все-таки удастся выйти на запуск Конституционного комитета. Как и г-н Гейр, мы с оптимизмом смотрим на скорое завершение подготовительной работы на этом треке. При этом настоятельно – я бы хотел сделать акцент на этом слове – настоятельно призываем все стороны, искренне заинтересованные в успехе политического процесса, в интересах достижения стабильного урегулирования в Сирии не «вставлять палки в колеса» этим усилиям.

Сегодня проделан большой путь. Конфронтационные, несбалансированные действия или дискуссии, в том числе на ооновской площадке, не будут способствовать продвижению процесса политического урегулирования сирийского кризиса. Скажу прямо: они неминуемо осложнят работу и г-на Г.Педерсена, чего мы очень не хотим.

Применительно к ситуации в Сирии в совместном заявлении России, Турции и Ирана по итогам встречи в Астанинском формате от 2 августа прямо указывается на необходимость установления спокойствия «на земле» путем полного выполнения всех соглашений по Идлибу, прежде всего Сочинского меморандума от 17 сентября 2018 г. Выражена серьезная обеспокоенность в связи с увеличением присутствия «Хейат Тахрир аш-Шам» в этой зоне деэскалации, подтверждена решимость продолжить сотрудничество в интересах окончательной ликвидации террористов. Все это, разумеется, при соблюдении суверенитета, независимости, единства и территориальной целостности Сирии.

Обстановка в САР, особенно в Идлибе, обсуждалась и в ходе переговоров президентов России и Турции 27 августа, на которых были подтверждены российско-турецкие понимания по этому и другим вопросам.

Г-жа Председатель,

Идлиб действительно остается главным очагом напряженности. В последнее время «Хейат Тахрир аш-Шам» фактически превратил этот район в плацдарм для нападений на позиции сирийских правительственных сил и гражданское население из близлежащих населенных пунктов.

Только в нынешнем месяце боевики предприняли более 20 атак на позиции сирийских войск, в ходе которых погибли свыше 140 и были ранены около 230 сирийских военнослужащих, ранения получили также несколько десятков мирных жителей. Кроме того, продолжаются нападения на российские военные объекты в Сирии. Так, авиабаза «Хмеймим» только в августе четыре раза подверглась ракетным обстрелам со стороны террористов.

Если поверить нашему британскому коллеге о том, что в Идлибе больше младенцев, чем террористов, то получается, что у многих из этих младенцев растут бороды и они прекрасно обращаются с новейшими образцами вооружения. Вам не кажется это странным? Нам – да.

В ответ на постоянные провокации террористов и в целях снижения угрозы для мирных граждан сирийская армия при поддержке российской авиации была вынуждена предпринимать ответные меры. При этом необходимо подчеркнуть, что все эти действия проводятся строго в пределах демилитаризованной зоны, которая должна была быть создана еще год назад в соответствии с сочинским Меморандумом от 17 сентября 2018 г.

Здесь упоминались возможности перемирия, но никто не упомянул о том, что сирийское правительство согласилось на прекращение огня в Идлибе. Договоренность об этом была достигнута в Нур-Султане со 2 августа, но только при условии соблюдения всеми сторонами Сочинского меморандума, предусматривающего отвод тяжелого вооружения. Однако террористы «ХТШ» с ходу отказались от прекращения огня и вывод боевиков от линии деэскалации. Таким образом, прекращение огня не состоялось, и вина за это лежит не на Дамаске, а на террористах, которые продолжают обстрелы из Идлиба.

Российские и сирийские военные прилагают усилия для того, чтобы реальное положение дел в Идлибской зоне деэскалации получило максимально широкое освещение в прессе. Так, 26 августа представители более 20 российских и европейских СМИ посетили освобожденный сирийскими правительственными войсками район вокруг н.п. Хан-Шейхун на юго-востоке провинции Идлиб. Да, это тот самый Хан-Шейхун, где « Белые каски» в свое время совершили вопиющую по своей наглости постановочную провокацию о якобы имевшем место применении химоружия сирийскими войсками, которую мы давно и обстоятельно развенчали. Журналисты смогли сами, воочию, без посредников убедиться, как террористы использовали гражданскую инфраструктуру в военных целях, и осмотреть разветвленную сеть укреплений боевиков. Мы надеялись что-то услышать об этом в выступлениях наших западных коллег, но, естественно, мы ничего про это так и не услышали. А ведь журналисты из этих западных стран не побоялись лично узнать правду о ситуации в контролируемых террористами районах.

Что касается других районов Сирии, то обеспокоенность вызывает сохраняющаяся нестабильность на северо-востоке страны. Несмотря на заявленный разгром ИГИЛ, террористы продолжают подпольную деятельность и активизировали свою обширную сеть т.н. спящих ячеек. Положение также осложняется продолжающимися столкновениями курдских формирований с арабами-суннитами, исторически проживавшими на этих территориях. Российская позиция в этой связи остаётся прежней – мы выступаем за восстановление территориальной целостности и суверенитета Сирии как гарантии обеспечения национальной безопасности соседних стран и достижения общерегиональной стабильности.

Г-жа Председатель,

Тяжелой остается и общая гуманитарная ситуация на северо-востоке Сирии. Наглядный пример тому – обстановка в лагере «Аль-Хоуль», расположенном на неподконтрольной сирийским властям территории. Мы уже давно просим контролирующие эти районы силы поделиться с нами со всем тем, что же там происходит. Однако по-прежнему имеет место полный информационный вакуум относительно происходящего в Заевфратье.

В этой связи у нас возникает закономерный вопрос к «радетелям» за гуманитарную стабильность в Сирии: почему ваше внимание приковано почти исключительно к идлибской провинции? Сирийцы, которые проживают на северо-востоке, вам безразличны? Разве там не гибнут мирные жители в результате действий боевиков, не разрушена инфраструктура? У нас такие данные есть. И мы ими делимся. А у вас нет информации, или вам просто не интересно, что там происходит?

Не меньшую тревогу вызывает у нас ситуация в зоне Ат-Танф. Применительно ко всем перечисленным территориям хотели бы еще раз напомнить, что оккупирующая держава несет ответственность за население на оккупированной территории в соответствии с Женевскими конвенциями.

Российская сторона вместе с Правительством Сирии, как сегодня уже отмечалось, и в координации с профильными международными гуманитарными организациями продолжает работу по расформированию лагеря временно перемещенных лиц «Рукбан», находящегося в зоне незаконной американской оккупации, и расселению его жителей. Во второй половине августа оценочная миссия УКГВ ООН и Сирийского Арабского Красного Полумесяца провела перепись гражданского населения лагеря, желающего его покинуть. В дальнейшем в течение месяца планируется организовать вывод этих людей, всего порядка 16 тыс. человек. В целом же, начиная с марта «Рукбан» покинули уже около 18 тыс. беженцев. После эвакуации практически все они смогли вернуться в места своего постоянного проживания на подконтрольных Дамаску территориях.

Продолжаем исходить из принципа, что гуманитарная помощь должна оказываться всем сирийцам на всей территории Сирии без выдвижения предварительных условий. Важным представляется содействие восстановлению Сирии, которое следует осуществлять в строгом соответствии с нормами международного гуманитарного права, принципами нейтральности, непредвзятости и беспристрастности. Необходимо работать над созданием условий и содействовать безопасному и добровольному возвращению беженцев и временно перемещенных лиц в места их проживания в Сирии, обеспечению их права на возвращение и права на поддержку.

Г-жа Председатель,

Не могу в завершение не поделиться наблюдением о поразительной закономерности, которую мы наблюдаем из раза в раз. Как только сирийские войска получают военное преимущество «на земле» и начинают существенно теснить террористов, наши западные коллеги увеличивают градус стенаний и призывов остановить военные действия, словно забывая о наших общих решениях о необходимости бескомпромиссной борьбы с террористами. Последние, как вы сегодня видели, сразу же превращаются в невинных младенцев, появляются якобы разбомбленные режимом и Россией больницы и школы, которых на деле в большинстве случаев либо не существует, либо они никаким ударам не подвергаются. Мы это все опровергаем, но нас никто не слушает – ведь за дача не в том, чтобы установить правду, а в том, чтобы обернуть вспять движение Сирии к миру под руководством ее избранного президента и законного правительства. Хочу разочаровать вас, господа, - этот процесс необратим. Консенсус в пользу новой мирной Сирии, где хозяйничает сирийский народ, а не западные ставленники и наемники, уже сложился. Террористы и те, кто их поддерживают, больше не владеют инициативой. Спасти их вам не удастся. Чем раньше Вы это поймете, господа, тем скорее придет мир на многострадальную сирийскую землю и тем больше жизней нам удастся сохранить. Не забывайте об этой огромной ответственности перед историей и будущими поколениями, которая сегодня лежит у вас на плечах.

Благодарю за внимание.