Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Ответы Постоянного представителя России при ООН В.А.Небензи на вопросы СМИ

Вопрос: Как развивается ситуация с проектом резолюции СБ ООН по доставке гуманитарной помощи в Сирию?

В.А.Небензя: Пришло время подумать о том, что придет на замену резолюции СБ 2165 и придет ли что-либо вообще. Так называемая «гуманитарная тройка» Совета Безопасности (Бельгия, Германия и Кувейт) выдвинула свой проект резолюции, который имеет мало отношения как к реальной ситуации на земле сегодня, так и к цели, которую она должна иметь. Резолюция должна быть о продлении или о непродлении трансграничных операций. А эта больше напоминает новогоднюю елку, во многом повторяя те тезисы, которые привели к тому, что мы в сентябре вынуждены были заблокировать другую так называемую «гуманитарную» резолюцию.

Мы никогда не были в восторге от трансграничных гуманитарных операций, потому что это идет вразрез с основополагающими принципами оказания гуманитарной помощи ООН. Тем не менее, мы шли на это, понимая, что в сложившихся на земле в Сирии условиях доставка гуманитарной помощи нуждающимся в этом людям таким способом необходима. Сейчас ситуация кардинально изменилась. Правительство Сирии контролирует большую часть территории страны. Туда поступает гуманитарная помощь обычным порядком, с согласия Дамаска. Из четырех пунктов пропуска такой трансграничной гуманитарной помощи в реальности задействуются только два. Мы отдаем отчет в том, что часть населения Сирии, прежде всего в Идлибе, нуждается в гуманитарных поставках, в том числе и в связи с приближающейся зимой. Возможно, так называемые «трансграничные поставки» на сегодняшний момент – это самый простой способ, позволяющий нуждающимся в ограниченных районах Сирии получить гуманитарное содействие. Исходя из этого, а также из гуманитарных соображений, мы подготовили собственный проект резолюции, который предполагает продление этого механизма на полгода.

Наш проект предполагает, что должны остаться два самых необходимых пункта пропуска из четырех и должна быть усилена отчетность о предоставляемой помощи, потому что у нас были проблемы и с этим. Мы не всегда получали информацию о том, как, куда и кому эта помощь доставляется. Часто мы имели информацию о том, что помощь не попадает в руки нуждающемуся населению. В российском проекте резолюции мы убрали все, что не связано с необходимостью продления этого механизма, оставив только этот главный элемент. Наш проект был распространен вчера, и по нему идут неофициальные консультации.

Мы встречались с коллегами из Совета Безопасности и обсуждали эту тему. Мы сделали акцент на том, что сейчас необходимо продлить механизм, а не спорить о том, как мы видим ситуацию на земле и политическое будущее Сирии. Эта резолюция не должна стать заложником наших политических разногласий. Мы пошли на значительный компромисс, поскольку эта трансграничная гуманитарная помощь не вызывает у нас, мягко говоря, никакого восторга.  Я надеюсь, до того, как действие предыдущей резолюции завершится, мы сможем принять эту простую, ясную и четкую резолюцию, которая продляет на очередные полгода действие трансграничного механизма. Через полгода посмотрим, где мы будем, что будет на земле в Сирии, какие маршруты доставки гуманитарной помощи тем, кто еще в ней нуждаться, будут более подходят для этих целей.

Вопрос: Пять точек поставки были предложены гуманитарной тройкой?

В.А.Небензя: Да. Я скоро встречаюсь с соавторами этой резолюции, и мы продолжим разговор, который я только что провел с другими коллегами.

Вопрос: Как прошел Ваш разговор с коллегами в Совбезе? Как была воспринята российская идея?

В.А.Небензя: У них, конечно, есть свои соображения по этому поводу, не во всем совпадающие с нашими. Однако, в принципе, они с пониманием отнеслись к необходимости принять резолюцию, которая будет сосредоточена на гуманитарных проблемах, а не на политических аспектах урегулирования в Сирии.

Вопрос: А если в день голосования по резолюции наш проект резолюции не поддержат, Россия будет накладывать вето на их проект резолюции?

В.А.Небензя: Проект резолюции, который представили соавторы, неприемлем и нежизнеспособен. Они должны это понимать. Я думаю, это понимают не только они, но и другие страны-члены Совета Безопасности. Если случится так, что и наш проект не пройдет, это будет означать, что механизм, который мы предлагали продлить, продлен не будет. Кто от этого выиграет – я не знаю. Тогда это всем покажет, что это была политическая игра, а вовсе не гуманитарная забота о сирийском населении.