Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление представителя Российской Федерации Б.А.Мещанова на заседаниях 6-го Многостороннего форума по использованию науки, техники и инноваций в интересах достижения Целей устойчивого развития под эгидой Экономического и Социального Совета ООН

Уважаемый г-н Председатель Совета,

Наука и инновации остаются основой обеспечения устойчивого экономического роста, что особенно важно в условиях постепенного перехода мировой экономики к стадии восстановления. Этот год объявлен в России Годом науки и технологий. Как подтвердил Президент Российской Федерации В.В.Путин, Россия твердо встала на инновационный путь устойчивого развития. Основу его составят три направления – (первое) создание мощного надёжного щита в сфере санитарной и биологической безопасности; (второе) – комплексные подходы к развитию энергетики, включая новые решения в сфере атомной генерации в таких перспективных направлениях, как водородная энергетика и накопители энергии; (третье) –поэтапное адаптирование к  вызовам изменений климата сельского хозяйства, промышленности, ЖКХ, инфраструктуры, создание отрасли по утилизации углеродных выбросов, снижение их объёмов и введение жёсткого контроля и мониторинга. Тем не менее, считаем контрпродуктивным навязывание в качестве единственно верного какого-либо одного сценария энергетического перехода как истины в последней инстанции и единственно возможного рецепта. Как показал недавно завершившийся Форум ЭКОСОС по финансированию развития, национальный контекст и задачи борьбы с бедностью, а также достижения Повестки-2030 во всей ее полноте будут по-прежнему определять международные усилия по защите окружающей среды и борьбе с изменением климата.

С учетом сказанного, поддерживаем использование передовых зеленых и цифровых технологий, моделей экономики замкнутого цикла, научно-технологическое сотрудничество. Россия придает огромное значение преодолению цифрового разрыва, укреплению ведущей роли стран-членов в управлении Интернетом в интересах всех, увязыванию этих действий с национальными приоритетами развития. Среди тем председательства России в БРИКС в 2020 г. фигурировали цифровая экономика и защита потребителей в эпоху электронной коммерции. Будем рады внести свой вклад в достижение «Группой двадцати» практического результата в определении единого международного подхода к налогообложению глобальных цифровых компаний, создании так называемых «умных городов», интеллектуальных транспортных систем, развитии цифровой инфраструктуры и цифровой торговли (особенно, в части защиты прав потребителей). В ближайшие годы также рассчитываем провести в нашей стране сессию Форума ООН по управлению Интернетом.

Г-н Председатель,

Россия рассчитывает на активную роль организаций системы ООН в в области развития науки, техники и инноваций, включая цифровые технологии, которые могли бы эффективно поддержать международное сотрудничество. С интересом ознакомились с докладом Генсекретаря по цифровому сотрудничеству («дорожной картой»). Видим в нем ряд положительных аспектов, в том числе в части преодоления цифрового разрыва между и внутри стран, наращивание потенциала и повышение цифровой грамотности. Вместе с тем следует признать, что отдельные содержащиеся в ней понятия непроработаны и не получили до настоящего времени полной поддержки стран-членов. Техническая применимость других вызывает сомнения. Наконец, активно функционируют специализированные органы и площадки, которые эффективно справляются с некоторыми направлениями предложенной повестки. Это относится, в частности, к вопросам безопасности в использовании ИКТ.

Не менее важно и то, что «дорожная карта» не прошла необходимые стадии обсуждения и одобрения странами-членами, и в этой связи отсутствует мандат по ее имплементации. ООН как межправительственная организация, работа которой направляется странами-членами, очевидно, не имеет мандата по имплементации документа или какой-либо из его частей. Это вызывает нашу серьезную обеспокоенность.

Мы вновь подтверждаем, что разработка стратегического видения ООН по участию на этом крайне важном направлении не может осуществляться вне формального межправительственного процесса и должна базироваться на консенсусных подходах. Эти усилия должны происходить из общего понимания ролей различных участников в соответствии с их зонами ответственности и потенциалом. Успешное решение соответствующих задач с вовлечением заинтересованных сторон в первую очередь потребовало бы консенсусной межправительственной базы, устанавливающей мандат, понятия и принципы работы. На наш взгляд, здесь имеется значительный потенциал для дальнейшего взаимодействия.

Благодарю за внимание.