Пресс-подход Первого заместителя Постоянного представителя Дмитрия Полянского в связи c задержанием главы Гагаузской автономии Молдавии Евгении Гуцул
Д.А.Полянский: Я хотел бы сообщить, что мы только что привлекли внимание наших коллег по Совету Безопасности к ситуации в Республике Молдова, а именно к задержанию главы Гагаузской автономии, видного оппозиционного политика Евгении Гуцул. И это не первый случай притеснения политической силы молдавскими властями. Мы ни в коей мере не вмешиваемся во внутренние дела этой страны и не призываем к этому членов Совета. Но этот орган призван выполнять в том числе и превентивную функцию, в рамках которой мы должны сделать все возможное, чтобы не допустить развития напряженной и нестабильной ситуации в Молдавии. Не вдаваясь в рассуждения, отмечаем серьезную обеспокоенность в связи с этими событиями, которые, кстати, вписываются в контекст недавних президентских выборов в этой стране – они прошли в напряженной атмосфере, а их результаты многими оспаривались. Задержание Евгении Гуцул стоит в одном ряду с другими провокациями против Приднестровья, а также событиями и в Румынии, где действия властей просто обескураживают, поскольку главному претенденту на пост президента страны запретили участвовать в выборах.
Таким образом, нестабильность охватила весь регион, и мы считаем своим долгом привлечь внимание членов Совета к этой абсолютно неприемлемой ситуации.
Вопрос: Какие ответные меры может предпринять Россия в этой стране?
Д.А.Полянский: В этой стране нет российского присутствия, и никаких действий мы не предпринимаем. Но полагаем, что важную стабилизирующую роль могут сыграть коллективные действия, коллективная позиция международных игроков и их готовность поддержать стабильность, национальный диалог и инклюзивность в Молдавии. Летом этого года в стране пройдут парламентские выборы. И, конечно, в преддверии выборов нельзя допустить дестабилизации обстановки. Я думаю, что это наш долг как традиционного друга Молдовы. Полагаю, вы знаете, что в Молдавии большой процент русскоязычного населения, и эта страна очень неоднородна, поскольку на ее территории проживает множество разных этнических и религиозных меньшинств. Поэтому мы действительно должны сохранять бдительность и просто обязаны предупредить о негативных последствиях, к которым может привести арест одного из ключевых оппозиционных деятелей Молдавии.
Вопрос: США и Россия обсуждают возможность установления режима прекращения огня в Черном море, и Россия уже выдвинула свои условия для этого. Как вы считаете, должна ли ООН играть какую-то роль при подписании возможных соглашений, учитывая прошлый опыт Организации на черноморском треке?
Д.А.Полянский: Я думаю, что ООН постаралась сделать все возможное для реализации второй части зерновой сделки. Если вы помните, в рамках этой сделки шло два разных процесса. Первый процесс – Черноморская зерновая инициатива, которая до поры до времени реализовывалась. Потом был заключен Меморандум о взаимопонимании между Россией и ООН о содействии продвижению российских продуктов питания и удобрений на мировые рынки. Этот меморандум не был реализован, но не потому, что ООН бездействовала – Р.Гринспан и Генеральный секретарь А.Гутерриш действовали из лучших побуждений, они пытались сделать все возможное, но столкнулись с непреклонной позицией западных стран, которые не пожелали снимать санкции. Но сейчас, как нам кажется, появилась возможность реализовать эту часть сделки, что в конечном итоге выведет нас на путь добросовестного выполнения всех договорённостей по Черному морю. Так что давайте рассматривать ситуацию именно с этой точки зрения. Конечно, усилия ООН не были напрасными и не будут напрасными. Но пока имеющиеся договоренности реализуются только в двустороннем формате.
Вопрос: Есть ли необходимость в установлении режима прекращения огня в Черном море? Там, кажется, обстановка довольно спокойная.
Д.А.Полянский: Скажем так, соглашение о прекращении огня является частью сделки. Она будет реализовываться, когда все условия будут выполнены. Это во многом зависит от тех, кто сейчас принимает решения по поводу кризиса в Украине.
Вопрос: Если я не ошибаюсь, Россия никогда не продавала так много зерна, как сейчас. Зачем России в таком случае идти на соглашение о прекращении огня в рамках черноморской инициативы?
Д.А.Полянский: Во-первых, Россия миролюбивая страна. Мы всегда выступали за мир. С самого начала украинского кризиса мы говорили, что демократия и дипломатия должны восторжествовать. Поэтому мы, конечно, заинтересованы в мирном сосуществовании со всеми нашими соседями, если эти соседи не представляют для нас угрозы. Это касается в том числе и сотрудничества в Черноморском регионе.
В целом, особых проблем с прекращением огня здесь нет, но, как всем известно, украинские черноморские порты, к сожалению, используются для совершения нападений на российские объекты в Черном море и на прилегающих территориях. Безусловно, все это должно прекратиться, чтобы мы могли реализовать достигнутые договоренности.
Повторюсь, режим прекращения огня в Черноморском регионе – это только часть соглашения, нацеленного на выход российской сельскохозяйственной продукции на европейские рынки. У нас здесь очень большой потенциал, и множество стран заинтересованы в нашей продукции, особенно в удобрениях. Мы также активно развиваем сотрудничество в этом направлении в том числе с африканскими странами, которые также очень заинтересованы в нашей сельхозпродукции. К сожалению, остается много препятствий, но их можно устранить, и устранить их довольно легко.
Одно из главных препятствий – это, конечно, сложности при проведении финансовых операций. Мы не можем их осуществлять так, как это требуется для стран, которые заинтересованы в покупке российской сельскохозяйственной и другой продукции. Так что, повторюсь, ветер перемен уже дует; это попутный ветер, но нам нужно поймать его и понять, куда он нас может вынести. Если другая сторона будет действовать добросовестно, я думаю, что мы действительно очень скоро увидим возрождение зерновой инициативы.
Вопрос: Как вы считаете, может ли ООН участвовать в реализации этого соглашения [новой черноморской инициативы] и проведении инспекций судов, как это было в первоначальном соглашении, и, возможно, в чем-то еще?
Д.А.Полянский: Я думаю, что мы еще не дошли до стадии обсуждения конкретных параметров реализации соглашения. В течение нескольких лет ООН пыталась внести свою лепту в выполнение зерновой сделки, добросовестно выполняя положения меморандума между Россией и ООН. Теперь, насколько я понимаю, требуется вмешательство США. Возможно, благодаря их весу и влиянию, мы добьемся результатов в реализации этих очень важных для всего мира соглашений.
Мне неизвестно о каких-либо договоренностях по привлечению ООН к реализации этой сделки. Существовал механизм ООН, который позволял инспектировать суда, заходящие в украинские порты, но он работал не вполне удовлетворительно. Было много поводов для критики. Возможно, новый механизм будет более успешным, если, конечно, дело дойдет до реализации, потому что пока – как мне известно – европейская и украинская стороны полностью отвергают любую возможность частичного снятия санкций с российских компаний. Надеемся на лучшее, но пока многие вопросы остаются нерешенными.
Вопрос: В феврале этого года в США была задержана IT специалист из России, работающая в Гарварде. Сейчас женщина находится под стражей в Луизиане и ожидает депортацию на Родину. Известно ли вам что-нибудь об этом?
Д.А.Полянский: Простите, я ничего не знаю об этой ситуации.
Вопрос: Президент Трамп только что отозвал кандидатуру Элиз Стефаник на пост Постоянного представителя США в ООН. Как вы можете прокомментировать это? Мешает ли работе тот факт, что США до сих пор не назначили постпреда?
Д.А.Полянский: нас огорчила эта новость, поскольку мы уже считали ее своей коллегой, но назначение посла в ООН – это суверенное право Президента Соединенных Штатов. Я думаю, это внутреннее дело Соединенных Штатов, и мы будем ждать любого представителя и будем готовы взаимодействовать и работать с любым человеком, которого президент США выберет для представления своей страны в Организации Объединенных Наций.
Вопрос: В последние несколько месяцев Российская Федерация стала гораздо плотнее сотрудничать с США по целому ряду вопросов. Насколько важно для Российской Федерации получить ясность в отношении новой кандидатуры на пост Постоянного представителя США? Не мешает ли отсутствие ясности по этому вопросу вашей работе с США на площадке ООН?
Д.А.Полянский: Я бы не сказал, что наши американские коллеги делают что-то, что нас не устраивает в плане открытости и контактов. Мы достаточно тесно взаимодействовали с нынешним Временным поверенным в делах США Дороти Ши по вопросам, связанным с Украиной и Сирией. Так, недавно было принято Заявление Председателя Совета Безопасности ООН по поводу ситуации в Западной Сирии.
Наши американские коллеги очень отзывчивы, но, конечно, миссия должна быть укомплектована полностью, а глава миссии – очень важная фигура. Она или он будет иметь политической вес, что еще больше укрепит влияние делегации США. Но мне не в чем упрекнуть наших американских коллег, и я не могу сказать, что они не реагируют на что-то или отказываются сотрудничать. Они действуют добросовестно, и готовы к взаимодействию.
Спасибо.