Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Первого заместителя Постоянного представителя Д.А.Полянского в ходе открытой видеоконференции членов СБ ООН по Сомали

Г-н Председатель,

Признательны спецпредставителю Генсекретаря Джеймсу Свону, а также Спецпредставителю Афросоюза и руководителю АМИСОМ Франсишку Мадейре за обстоятельные брифинги по ситуации в Сомали. Благодарим Директора Службы ООН по вопросам разминирования Аньес Маркайю за предоставленную информацию по угрозе самодельных взрывных устройств (СВУ), которую запросила наша делегация.

Внимательно изучили последний доклад Генерального секретаря ООН. Разделяем его заключение о том, что ситуация в области безопасности в Сомали остается турбулентной. Федеральное правительство сталкивается с многочисленными вызовами, включая необходимость восстанавливать госинституты, налаживать диалог между центром и регионами страны, а также диалог между самими регионами.  Большое беспокойство вызывает отсутствие прогресса в подготовке к всеобщим выборам и по пересмотру конституции. К сожалению, сохраняется напряженность в Джубаленде и Галмудуге. Все эти проблемы усугубляются распространением пандемии COVID-19.

Особая причина для беспокойства – непрекращающаяся террористическая деятельность «Аш-Шабаб». Боевики все чаще прибегают к использованию СВУ, минометных обстрелов, политических убийств. Важно отметить, что и сами сомалийцы признают, что использование СВУ уже вызвало больше жертв в рядах Сомалийской национальной армии (СНА) и среди мирного населения, чем пули. Мы благодарим Аньес за информацию, которую она предоставила Совету Безопасности, и надеемся, что это поможет выработать соответствующую реакцию международного сообщества на угрозу СВУ.        

Отмечаем ряд положительных тенденций в Могадишо. Федеральный парламент провел продуктивную зимнюю сессию. Приветствуем учреждение парламентского спецкомитета по доработке электорального закона, а также продолжающуюся работу Рабочей группы по обеспечению безопасности выборов. Также приветствуем контакты между Президентом М. Фармаджо и Президентом Сомалиленда М. Бихи, а также подвижки в Юго-западном штате и в Хиршабелле. Призываем Спецпредставителя Свона продолжить усилия по запуску диалога, как между федеральными штатами, так и внутри них, с прицелом на проведение общесомалийского саммита.

В свете грядущего обновления мандата АМИСОМ отметим, что миссия остается важнейшим элементом стабилизации обстановки в стране. Учитывая такие факторы как всеобщие выборы и распространение пандемии COVID-19, сокращение числа миротворцев недопустимо. Как АМИСОМ, так и СНА должны и далее развивать успех совместных операций, продемонстрированный в г.Джанале. Сама же резолюция СБ по АМИСОМ представляется нам кратким документом, посылающим четкий сигнал сомалийцам о том, что у них будет вся необходимая поддержка  международного сообщества во время подготовки и проведения грядущих всеобщих выборов, которые станут важнейшей вехой в новейшей истории страны.

Мы убеждены, что для парирования вызовов в области безопасности, с которыми сталкивается Сомали, необходима эффективная совместная работа по строительству единой национальной архитектуры безопасности. Международное сообщество  должно продолжить принимать меры по повышению оперативной готовности африканских миротворческих подразделений и СНА. Прогресс в этой области непосредственным образом повлияет на сроки передачи ответственности за безопасность в стране в руки самих сомалийцев.

Г-н Председатель,

В заключение позвольте подчеркнуть твердую приверженность моей страны эффективной работе в Совете Безопасности ООН с целью разрешения кризиса в Сомали при полном уважении суверенитета и территориальной целостности этого государства.

Также, с Вашего позволения, задам ряд вопросов г-же Маркайю.

Служба ООН по вопросам разминирования проводит очень полезную информационную работу об угрозе СВУ. Эта работа ведется по всему миру, в частности в Женеве, в рамках такого международного форума как Конвенция о «негуманном» оружии. Как, по Вашему мнению, можно использовать механизмы этой Конвенции для оказания помощи Сомали в решении проблемы СВУ?

Что еще можно сделать, чтобы предотвратить доступ «Аш-Шабаб» к взрывчатым веществам и боеприпасам, оставленным на поле боя и снизить уровень угрозы взрывоопасных боеприпасов? Считаете ли Вы, что АМИСОМ и СНА делается достаточно на этом направлении? Что могут предпринять государства-члены ООН, чтобы помочь сомалийцам лучше подготовиться к преодолению этих вызовов?

Благодарю Вас.