Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя В.А.Небензи на заседании СБ ООН по реформе и управлению сектором безопасности

Уважаемая г-жа Министр,

Приветствуем Ваше личное участие в этом заседании в качестве Председателя Совета Безопасности. Это подтверждает важность обсуждаемой сегодня тематики, посвященной вопросам реформы и управления сектором безопасности, в частности, для африканских стран.

Реформирование сектора безопасности, безусловно, является одним из основных элементов международного содействия в области миростроительства и сохранения мира. 

Такие усилия особенно востребованы в постконфликтный период, когда страны, выходящие или недавно преодолевшие горячую фазу кризиса, обладают ограниченными ресурсами по обеспечению безопасности и, как следствие, рискуют столкнуться с непреодолимыми вызовами терроризма и преступности. В данной связи восстановление власти правительства и обеспечение контроля во всех секторах, включая армию и правоохранительные органы, являются необходимыми условиями для обеспечения прочного мира и стабильности, укреплении верховенства права на национальном уровне в постконфликтный период. 

Преобразования на этом направлении ведут к укреплению доверия граждан к государству, создают благоприятные условия для возвращения населения к нормальной жизни. При этом широкая поддержка гражданами проводимых властями комплексных реформ и авторитет формируемых ими сил безопасности могут сыграть решающую роль в процессе национального примирения.

Г-жа Председатель,

Переход от слабых органов безопасности к эффективным и профессиональным никогда не бывает легким. Поэтому международное содействие в этих усилиях, в том числе со стороны ООН, является особенно востребованным. 

Исходим из того, что государство несет ответственность за обеспечение безопасности на своей территории, и, соответственно, именно правительство имеет суверенное право определять и реализовывать свои национальные подходы и приоритеты в области реформы сектора безопасности, при учете нужд населения.

При оказании международного содействия национальным усилиям по реформированию сектора безопасности императивом должны оставаться такие фундаментальные принципы, как согласие принимающего помощь государства, уважение его национального суверенитета и политической независимости. 

Предлагая оказать поддержку пережившим конфликты странам в осуществлении реформы сектора безопасности, следует неизменно руководствоваться принципом национальной ответственности и оказывать консультационную помощь на основе полного уважения потребностей соответствующих стран, собственного их опыта и культуры с целью наращивания собственного национального потенциала государств. Учет конкретной страновой специфики при оказании государствам такого содействия, как показывает опыт, имеет критическое значение. 

При этом такая помощь не должна восприниматься как навязывание готовых рецептов, о чем мы неоднократно говорили. Попытки применить универсальный подход к реформированию столь важной и чувствительной сферы как безопасность, неизбежно приведет к их отторжению и может в частности спровоцировать возобновление конфликтных ситуаций. 

Следует также понимать, что реформа сектора безопасности не может являться панацеей и сама по себе не способна кардинально изменить обстановку в стране. Чтобы этот процесс давал результат его реализация должна сопровождаться другими миростроительными усилиями, проведением политического процесса, осуществлением национального примирения, укреплением государственных институтов. 

Г-жа Председатель,

Важная роль по оказанию содействия постконфликтным странам принадлежит миротворческим миссиям ООН, многие из которых выполняют и миростроительные задачи. Миротворцы там, где это предусмотрено мандатом, играют важную роль в содействии реформе сектора безопасности, разоружении, демобилизации и реинтеграции, восстановлении органов правопорядка и верховенства права в целом.

Комиссия по миростроительству также играет значимую роль в постконфликтном восстановлении и, в частности, реформе сектора безопасности. Ее содействие в выработке сбалансированной стратегии и комплексного подхода по  консультативной и финансовой поддержке стран, находящихся на ее повестке, также способствует повышению устойчивости национальных структур безопасности. 

Высокий потенциал в области реформы сектора безопасности имеет сотрудничество государств одного региона между собой, a также координация и взаимодействие c региональными и субрегиональными организациями. Широкий обмен передовым опытом между ними позволяет эффективнее решать имеющиеся и возникающие проблемы. Наглядным примером такого регионального взаимодействия является Африканский союз.

Выражаем признательность делегации ЮАР за координацию работы по согласованию проекта резолюции Совета Безопасности по реформе сектора безопасности и поддерживаем ее принятие. 

Благодарю за внимание.