Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при ООН В.И.Чуркина на заседании Совета Безопасности ООН по миротворчеству
Приветствуем секретаря по иностранным делам Пакистана г-на Джилани в качестве председателя открытого заседания Совета Безопасности ООН по миротворчеству.
Перед миротворческой деятельностью ООН сегодня стоят масштабные задачи. Расширяется география конфликтов и увеличивается их внешнее влияние – дестабилизация в одной из стран грозит расползанием оружия, перемещением боевиков и террористов в сопредельные государства.
Многие операции по поддержанию мира развернуты в ситуациях, далеких от завершения внутриполитических кризисов, и миротворцам приходится брать на себя функции, которые государства не могут выполнять в полном объеме сразу после горячей фазы конфликта.
СБ ООН, реагируя на изменение международных реалий, наделяет ОПМ более комплексными и многоаспектными мандатами. Исходим из того, что они должны оставаться реалистичными и реализуемыми «в поле», содержать те задачи, решение которых необходимо для преодоления причин конфликта, для установления прочного мира. В этих случаях содействие реформе сектора безопасности, демобилизации, реинтеграции и разоружения, а также разминированию имеет ключевое значение. Тесно связана с этим и необходимость восстановления в постконфликтных странах верховенства права.
Вклад «голубых касок» в решение этих миростроительных задач сложно переоценить, именно они в случаях обострения ситуации чаще всего первыми оказываются на месте, и их присутствие, знания и опыт являются важнейшим компонентом усилий по нормализации и стабилизации обстановки. К моменту свертывания миротворческих операций должны быть созданы условия для долгосрочной политической стабильности и социально-экономического развития. Абсолютным императивом при этом – не на словах, а на деле – должно быть соблюдение принципов уважения суверенитета и территориальной целостности постконфликтных государств, признание национальной ответственности в области миростроительства. Приоритет должен отдаваться укреплению национального потенциала.
Безусловно, операции по поддержанию мира не могут полностью взять на себя долгосрочные миростроительные задачи и должны координировать свою деятельность с другими важными игроками - Комиссией по миростроительству, региональными организациями, фондами и программами.
Г-н председатель,
Говоря об ооновском миротворчестве, хотели бы также обратить внимание на несколько моментов.
Исходим из того, что каждая операция по поддержанию мира является уникальной, а ее мандат определяется Советом в соответствии с конкретной ситуацией. Считаем контрпродуктивным, а в некоторых случаях и опасным расширительное толкование мандатов Совета Безопасности со стороны как отдельных государств, так и Секретариата, готовящего миссиям различные руководства и инструкции. Здесь не должно быть обобщенного подхода.
При всей актуальности проблематики защиты гражданских лиц полагаем, что она не должна заслонять другие важные задачи мандатов операций по поддержанию мира.
В равной степени озабоченность у нас вызывает тенденция к вольной интерпретации норм международного гуманитарного права, касающихся защиты гражданских лиц в условиях вооруженного конфликта, их отождествлению с концепцией «ответственности по защите».
Неприемлемо использовать вопросы защиты гражданского населения и в целом прав человека для достижения политических целей, а тем более в качестве предлога для вмешательства во внутренние дела суверенных государств.
Последовательно призываем к осмотрительности в дискуссиях об «усиленных мандатах» и повышении оперативной готовности миротворцев в плане применения силы и «устрашения».
Операции по поддержанию мира ООН обладают уникальной легитимностью. Поэтому для ооновского миротворчества и системы ООН в целом особенно опасны ситуации, в которых «голубые каски» подталкиваются к тому, чтобы переступать через свой нейтралитет, втягиваться во внутриполитический конфликт, оказывая поддержку одному из его участников.
Абсолютным приоритетом должна оставаться безопасность миротворцев. Недавно в Южном Судане Суданской народно-освободительной армией был сбит российский вертолет с четырьмя россиянами на борту, которые работали по контракту с миссией ООН в этой стране.
Этот инцидент является трагическим напоминанием об ответственности государств, где развернуты миротворческие миссии ООН, за обеспечение безопасности их деятельности и создание благоприятных условий для выполнения возложенных задач. Обеспечение безопасности миротворцев должно являться важнейшей задачей и для руководства соответствующих ОПМ.
Не удовлетворены крайне медленными темпами расследования данного инцидента. Рассчитываем, что Секретариат ООН и южносуданские власти предпримут меры по ускорению тщательного расследования, и виновные будут привлечены к ответственности.
Необходимо обеспечить, чтобы подобные инциденты не повторялись ни в Южном Судане, ни где бы то ни было еще.
Г-н Председатель,
Залог успеха миротворческой деятельности ООН – ее соответствие Уставу ООН и нормам международного права при непременном соблюдении принципа главной ответственности Совета Безопасности ООН за поддержание международного мира и безопасности, а также степень нашей коллективной готовности инвестировать в нее знания, ресурсы и кадры.
Благодарим делегацию Пакистана за инициативу проведения нынешнего заседания и поддерживаем подготовленный ею проект резолюции, соавтором которого стала и российская делегация.