Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при ООН В.И.Чуркина на заседании Совета Безопасности ООН по миротворчеству

Приветствуем секретаря по иностранным делам Пакистана г-на Джилани в качестве председателя открытого заседания Совета Безопасности ООН по миротворчеству.

Перед миротворческой деятельностью ООН сегодня стоят масштабные задачи. Расширяется география конфликтов и увеличивается их внешнее влияние – дестабилизация в одной из стран грозит расползанием оружия, перемещением боевиков и террористов в сопредельные государства.

Многие операции по поддержанию мира развернуты в ситуациях, далеких от завершения внутриполитических кризисов, и миротворцам приходится брать на себя функции, которые государства не могут выполнять в полном объеме сразу после горячей фазы конфликта.

СБ ООН, реагируя на изменение международных реалий, наделяет ОПМ более комплексными и многоаспектными мандатами. Исходим из того, что они должны оставаться реалистичными и реализуемыми «в поле», содержать те задачи, решение которых необходимо для преодоления причин конфликта, для установления прочного мира. В этих случаях содействие реформе сектора безопасности, демобилизации, реинтеграции и разоружения, а также разминированию имеет ключевое значение. Тесно связана с этим и необходимость восстановления в постконфликтных странах верховенства права.

Вклад «голубых касок» в решение этих миростроительных задач сложно переоценить, именно они в случаях обострения ситуации чаще всего первыми оказываются на месте, и их присутствие, знания и опыт являются важнейшим компонентом усилий по нормализации и стабилизации обстановки. К моменту свертывания миротворческих операций должны быть созданы условия для долгосрочной политической стабильности и социально-экономического развития. Абсолютным императивом при этом – не на словах, а на деле – должно быть соблюдение принципов уважения суверенитета и территориальной целостности постконфликтных государств, признание национальной ответственности в области миростроительства. Приоритет должен отдаваться укреплению национального потенциала.

Безусловно, операции по поддержанию мира не могут полностью взять на себя долгосрочные миростроительные задачи и должны координировать свою деятельность с другими важными игроками - Комиссией по миростроительству, региональными организациями, фондами и программами.

Г-н председатель,

Говоря об ооновском миротворчестве, хотели бы также обратить внимание на несколько моментов.

Исходим из того, что каждая операция по поддержанию мира является уникальной, а ее мандат определяется Советом в соответствии с конкретной ситуацией. Считаем контрпродуктивным, а в некоторых случаях и опасным расширительное толкование мандатов Совета Безопасности со стороны как отдельных государств, так и Секретариата, готовящего миссиям различные руководства и инструкции. Здесь не должно быть обобщенного подхода.

При всей актуальности проблематики защиты гражданских лиц полагаем, что она не должна заслонять другие важные задачи мандатов операций по поддержанию мира.

В равной степени озабоченность у нас вызывает тенденция к вольной интерпретации норм международного гуманитарного права, касающихся защиты гражданских лиц в условиях вооруженного конфликта, их отождествлению с концепцией «ответственности по защите».

Неприемлемо использовать вопросы защиты гражданского населения и в целом прав человека для достижения политических целей, а тем более в качестве предлога для вмешательства во внутренние дела суверенных государств.

Последовательно призываем к осмотрительности в дискуссиях об «усиленных мандатах» и повышении оперативной готовности миротворцев в плане применения силы и «устрашения».

Операции по поддержанию мира ООН обладают уникальной легитимностью. Поэтому для ооновского миротворчества и системы ООН в целом особенно опасны ситуации, в которых «голубые каски» подталкиваются к тому, чтобы переступать через свой нейтралитет, втягиваться во внутриполитический конфликт, оказывая поддержку одному из его участников.

Абсолютным приоритетом должна оставаться безопасность миротворцев. Недавно в Южном Судане Суданской народно-освободительной армией был сбит российский вертолет с четырьмя россиянами на борту, которые работали по контракту с миссией ООН в этой стране.

Этот инцидент является трагическим напоминанием об ответственности государств, где развернуты миротворческие миссии ООН, за обеспечение безопасности их деятельности и создание благоприятных условий для выполнения возложенных задач. Обеспечение безопасности миротворцев должно являться важнейшей задачей и для руководства соответствующих ОПМ.

Не удовлетворены крайне медленными темпами расследования данного инцидента. Рассчитываем, что Секретариат ООН и южносуданские власти предпримут меры по ускорению тщательного расследования, и виновные будут привлечены к ответственности.

Необходимо обеспечить, чтобы подобные инциденты не повторялись ни в Южном Судане, ни где бы то ни было еще.

Г-н Председатель,

Залог успеха миротворческой деятельности ООН – ее соответствие Уставу ООН и нормам международного права при непременном соблюдении принципа главной ответственности Совета Безопасности ООН за поддержание международного мира и безопасности, а также степень нашей коллективной готовности инвестировать в нее знания, ресурсы и кадры.

Благодарим делегацию Пакистана за инициативу проведения нынешнего заседания и поддерживаем подготовленный ею проект резолюции, соавтором которого стала и российская делегация.

ВИДЕО