Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя России при ООН В.А.Небензи на заседании Совета Безопасности по Сирии

Г-н Председатель,

Мы внимательно выслушали брифинг заместителя Генерального секретаря Марка Лоукока, но у него, по-видимому, не хватило времени, чтобы выслушать нас, как и Сирию. Жаль. Уверены, ему было бы полезно послушать то, что мы скажем. Я надеюсь, коллеги точно передадут ему то, что мы скажем.

Несмотря на закрепление тенденции по стабилизации обстановки на значительной территории, возвращение в Сирию мирной жизни и восстановление социально-экономической инфраструктуры, в стране остаются очаги напряженности, населению требуется гуманитарная помощь. Отмечаем в этой связи активное участие представителей профильных структур ООН, Международного Комитета Красного Креста и Сирийского Арабского Красного Полумесяца, а также неправительственных гуманитарных организаций в оказании помощи населению в координации с сирийскими властями.

Крайне тревожной остается ситуация на неподконтрольных Правительству Сирии территориях – в Идлибе, ряде районов на восточном берегу р.Евфрат и в зоне вокруг Ат-Танфа.

В Идлибе в начале января российские и турецкие военные предприняли очередную попытку установить «режим тишины». Однако радикальные группировки во главе с признанной террористической организацией «Хейят Тахрир Аш-Шам» вновь проигнорировали это и продолжили обстреливать позиции сирийских войск и близлежащие населенные пункты, в первую очередь Алеппо. Количество атак доходит до 60 инцидентов в сутки. Естественно, подобного рода вооруженные провокации, которые уже только в этом месяце унесли десятки жизней и привели к ранениям сотен мирных жителей, не могут оставаться без ответа. Сирийские правительственные силы вынуждены реагировать на вылазки террористов, проводят ограниченные операции по нейтрализации террористической активности и снижению исходящих из Идлиба угроз.

Мы сегодня слышали заявления, сделанные как будто бы под копирку: о бомбардировках школ, больниц, рынков, мест скопления ВПЛ. Нам приводили точные цифры погибших и пострадавших. Это мы слышали уже и раньше. Слово в слово. Я в очередной раз хочу задать вам вопрос: откуда вы берете ваши достоверные данные? Где вы нашли столько медицинских учреждений, которые уже были разбомблены? Счет идет на десятки, если не на сотни только в одной провинции Идлиб. Причины эскалации в Идлибе не в операциях вооруженных сил САР, а в постоянных и преднамеренных провокациях террористов. С 13 января в целях содействия выходу мирных жителей из зоны деэскалации функционируют три гуманитарных коридора. Для лиц, не имеющих мест постоянного проживания, подготовлены места в центрах временного размещения в провинции Хама. К сожалению, террористы по-прежнему используют практику «живых щитов», удерживают мирных жителей в заложниках и препятствуют их выходу и обстреливают пропускные пункты. Это является лишним подтверждением неоднократно озвученной нами ранее позиции, что проблема Идлиба не решится до тех пор, пока там хозяйничают террористы, признанные, напомню, таковыми СБ ООН.

Г-н Председатель,

В Заевфратье удалось добиться улучшения обстановки, во многом благодаря выполнению российско-турецкого Меморандума от 22 октября 2019 года. Налажено регулярное российско-турецкое патрулирование согласованных участков границы. Кроме того, российские военные прилагают энергичные усилия для восстановления разрушенных объектов инфраструктуры, оказывают медицинскую помощь нуждающимся, доставляют продукты питания и предметы первой необходимости.

Наиболее острой проблемой остается гуманитарная ситуация в крупнейших лагерях беженцев и ВПЛ, расположенных на подконтрольных американской стороне территориях: «Рукбан» - на юге и «Аль-Хоуль» - на северо-востоке. Пятый месяц откладывается реализация плана ООН по эвакуации оставшихся жителей лагеря из-за отказа боевиков дать необходимые гарантии безопасности ооновским сотрудникам. Гуманитарными конвоями проблему «Рукбана» не решить, тем более, что помощь зачастую не доходит до беженцев и оседает в руках боевиков. Необходимо продолжить и завершить усилия по расселению лагеря.

Г-н Председатель,

Марк Лоукок сегодня не высоко отзывался о помощи по линии Cross Line. Но хотел бы напомнить, что львиная доля помощи в Сирии поступает по этой схеме, в том числе на северо-восток в провинцию «Хасеки», и все гуманитарные агентства ООН, кроме ВОЗ, ввозят гумпомощь на северо-восток как раз с территории Сирии. Я тоже хотел бы высказаться о последствиях принятия резолюции 2504. Последствия таковы, что эта резолюция эксплицитна и имплицитна. Ориентирует ООН на сотрудничество и поиск путей решения проблем с законным правительством Сирии. В соответствии с резолюцией 4682, как это должно быть в соответствии с Международным правом. Вместо того, чтобы нагнетать здесь страсти, мы бы порекомендовали УКГВ как можно скорее наладить эффективное сотрудничество с законными властями в Дамаске. Это в интересах ООН и всех нас. Мы ожидаем увидеть в февральском докладе ООН информацию об альтернативных путях доставки гумпомощи с территории Сирии. Как мы уже сказали, альтернативы «Яарубии» и доставки гумпомощи в провинцию «Хасеки» есть. Мы бы хотели бы услышать о предпринятых шагах в этом направлении и достигнутых результатах. Теперь немного статистики, которая, как известно, упрямая вещь. 1 млн. человек в Идлибе охвачены помощью по схеме Cross-border, а остальные 9-10 млн. человек в Сирии в рамках регулярных гуманитарных программ. Это сведения из последнего доклада Генерального секретаря ООН. Это к вопросу о том, что сирийское правительство якобы не сотрудничает с ООН. Число согласованных с Дамаском гуманитарных конвоев с каждым месяцем неуклонно растет. Соответствующую статистику привели представители УКГВ на заседании Гуманитарной целевой группы в Женеве. А вот что остается стабильным, так это финансирование сирийского гумплана. Эта цифра застопорилась примерно на 60%. И вот, что интересно, чем больше территории переходит под контроль сирийского правительства, тем меньше идет донорских поступлений на сирийский гумплан. Тут вот вы ссылались на гуманитарные принципы: гуманность, беспристрастность. Где они? Мы согласны с теми, что сегодня говорил, что гуманитарная тема в Сирии недопустимо политизируется. Это касается и постконфликтного восстановления. Некоторые наши коллеги бравируют тем, что политизируют этот вопрос, выдвигая все новые требования к сирийским властям.

Призываем членов международного сообщества подключится к проектам по постконфликтному восстановлению страны, а также снять односторонние санкции в интересах нормализации жизни сирийцев. Но это, конечно, если вас действительно волнует благополучие сирийских граждан.

Благодарю Вас.