Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Первого заместителя Постоянного представителя Д.А.Полянского на заседании СБ ООН по ситуации в Ираке

Г-н Председатель,

Благодарим Спецпредставителя Генсекретаря Жанин Хеннис-Плассхарт за содержательный доклад о ситуации в Ираке. Внимательно выслушали г-жу Амаль Кабаши.

Высоко оцениваем значение состоявшихся 10 октября досрочных выборов в Совет представителей Ирака. Рассчитываем, что парламентариям в ближайшее время удастся договориться о формировании нового дееспособного правительства, которое будет опираться на поддержку всех основных политических партий и этноконфессиональных групп страны.

Понимаем, что иракцы переживают непростой период. Призываем ведущие политические силы к проявлению сдержанности и поиску взаимоприемлемых решений обострившихся после состоявшихся выборов внутриполитических разногласий.

Очевидно, что накопившийся за годы огромный пласт проблем, вызванных объективными причинами, устранить в одночасье невозможно. В полной мере осознаем, как непросто будет будущему иракскому руководству учесть мнения всего спектра политического, социального и этноконфессионального ландшафта страны с целью оздоровления положения дел в Ираке, а также обеспечения безопасности и правопорядка.

Ситуация осложняется тревожным социально-экономическим положением и распространением коронавирусной инфекции. В этом контексте подчеркиваем необходимость оказания международной помощи Багдаду в восстановлении экономического и гуманитарного секторов страны, разрушенных многолетней войной с ИГИЛ. При этом приходится констатировать, что террористы продолжают регулярно проводить подрывные акции в различных районах Ирака.

Г-н Председатель,

Решительно осуждаем нападение на резиденцию Премьер-министра Республики Мустафы Каземи с применением начиненных взрывчаткой беспилотных летательных аппаратов, которое рассматриваем как попытку подрыва безопасности и стабильности страны. Подтверждаем готовность к укреплению практического взаимодействия с иракскими партнерами в борьбе с терроризмом во всех его формах и проявлениях. Отмечаем важность активизации коллективных международных усилий с целью бескомпромиссного противодействия этой глобальной угрозе.

Хотели бы подчеркнуть, что эффективно противостоять этому вызову можно только через максимально широкую координацию контртеррористических усилий. В этой связи высоко оцениваем деятельность функционирующего в Багдаде четырехстороннего информационного центра с участием военных России, Ирака, Ирана и Сирии. Считаем, что этот механизм выполняет важную работу в плане координации шагов в борьбе с терроризмом в Ираке и Сирии.

Позитивно рассматриваем усилия властей Ирака и Курдского автономного района по разрешению имеющихся противоречий. Убеждены, что дальнейшее урегулирование отношений между Багдадом и Эрбилем будет способствовать укреплению безопасности и решению накопившихся проблем на пользу как курдам, так и всему иракскому народу.

Г-н Председатель,

Считаем недопустимым любое незаконное военное присутствие в Ираке. Исходим из того, что пребывание в стране иностранных воинских формирований может основываться лишь на согласии местных властей либо на соответствующем решении СБ ООН. Призываем всех внешних игроков, заинтересованных в стабилизации внутреннего положения в Ираке, воздерживаться от односторонних деструктивных шагов, негативно влияющих на обстановку как в стране, так и за ее пределами.

Рассчитываем в этой связи, что страны региона реализуют имеющийся дипломатический потенциал для коллективного продвижения мира и стабильности на всем Ближнем Востоке, в том числе в рамках обновленной российской Концепции безопасности в Персидском заливе.

Благодарю Вас.

 

Ответное слово после выступления представителя Эстонии:

Г-н Председатель,

Я не собирался выступать, но не могу не высказать удивление той маниакальной настойчивостью, с которой наши эстонские коллеги пытаются превратно представить происходящее на белорусско-польской и белорусско-литовской границах под любым предлогом в ходе практически любого заседания Совета Безопасности. Видим в этом исключительно стремление исказить причины миграционного кризиса, обострившегося на различных участках внешней границы ЕС в последнее время, увести в тень ответственность западных государств в разрушении государственности ряда стран Ближнего и Среднего Востока. 

Обсуждаемые сегодня проблемы в Ираке, которые не решаются уже многие годы, – наглядный пример этой практики, вынудившей сотни тысяч людей искать лучшей жизни в Европе. 

Кстати сказать, наши эстонские друзья, будучи частью международной коалиции в то время, также несут за это непосредственную ответственность.

Мой эстонский коллега забыл упомянуть, что любой из беженцев, прибывших в Белоруссию, может в любой момент покинуть эту страну. Так недавно сделали более 400 человек, вылетевших в Ирак благодаря содействию белорусских властей. Поэтому если что-то и вызывает осуждение и отторжение сегодня, так это двуличная и бесчеловечная линия Европейского союза, который вопреки декларируемым ценностям пытается не замечать жестокое обращение с мигрантами польских и литовских пограничников, нарушающих таким образом любые мыслимые международные конвенции да и просто нормы цивилизованного поведения. 

Надеемся, что у наших эстонских друзей, борющихся за имидж правозащитников, хватит смелости осудить эту бесчеловечно практику внутри Евросоюза, от которой страдают женщины и дети. 

Благодарю за внимание.