Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя В.А.Небензи на открытых дебатах Совета Безопасности ООН по теме «Воздействие незаконного перетока оружия на мир и безопасность»

Г-н Министр,

Мы рады видеть Вас в кресле Председателя Совета Безопасности. Благодарим г-на Робина Гейсса, г-жу Марию Пиа Девото за их доклады.

Нелегальный оборот легкого и стрелкового оружия (ЛСО) порождает множество угроз и вызовов. Особенно остро они ощущаются в развивающихся государствах, которые порой оказываются наводнены таким видом вооружений. Его бесконтрольное использование приводит к тому, что оно оказывается в руках организованной преступности, незаконных вооруженных формирований, экстремистов и террористов. Страдает от этого, прежде всего, мирное население.

Борьба с незаконным перетоком ЛСО должна оставаться в фокусе внимания всех государств. Соответственно, такая работа должна вестись прежде всего в Генеральной Ассамблее ООН, где у каждой страны есть право голоса и возможность принять участие в принятии соответствующих решений. Приветствуем недавнее успешное завершение Седьмой двухгодичной встречи государств-членов по вопросам выполнения профильной Программы действий ООН. Отдаем должное усилиям кенийского председательства в ходе этой встречи.

Итогом обстоятельной дискуссии на площадке Генассамблеи стал обширный список рекомендаций, реализация которых позволит серьезно продвинуться в практической борьбе с нелегальным оборотом ЛСО. Призываем все государства-члены к выполнению итогового документа встречи на национальном, региональном и глобальном уровнях.

Г-н Председатель,

Совет Безопасности ООН также рассматривает проблематику незаконного перетока ЛСО. В 2015 году он принял тематическую резолюцию 2220, в которой комплексно изложены соображения Совета по борьбе с этим явлением. Отмечаем также заявления Председателя Совета Безопасности, касающиеся конкретных аспектов борьбы с нелегальным оборотом ЛСО.

При этом очевидно, что Совет Безопасности не должен дублировать функции Генеральной Ассамблеи, особенно по такой универсальной теме, как противодействие незаконному перетоку ЛСО. Основная роль Совета Безопасности – содействовать урегулированию кризисов в конкретных странах и регионах с помощью набора различных применимых к данной ситуации мер, каждая из которых призвана способствовать решению определенной задачи.

В этом контексте важно помнить, что нелегальный оборот ЛСО является глобальной проблемой, негативно влияющей в том числе на реализацию соответствующих мер по линии СБ ООН. Введением каких-то ограничений против одной страны, усилением той или иной миротворческой миссии ее решить не получится. Справиться с ней мы можем лишь совместными усилиями. От своей ответственности в этих вопросах Совет Безопасности не уходит, но и искусственно «подтягивать» к нему вопросы, которыми занимается Генассамблея, было бы неправильно.

Г-н Председатель,

Основные причины бесконтрольного распространения ЛСО в мире хорошо известны. Нелегальный оборот этого вида вооружений – прямое последствие излишне либерального национального законодательства или сохраняющихся брешей в национальных режимах экспортного контроля, от чего особенно страдают соседние страны. Не проявляют надлежащей ответственности действующие на рынке оружия многочисленные брокерские структуры. Не всегда должным образом поступают государства, накопившие чрезмерные запасы ЛСО, – вместо их утилизации зачастую они пытаются продавать такие излишки, а также уделяют слишком мало внимания проблеме его незаконного перетока через границу. Серьезную угрозу представляет производство ЛСО по истекшим лицензиям или без лицензий стран-владельцев соответствующих технологий. Очевидно, что поставки изготовленного таким образом оружия всячески скрываются, а значит, и его конечными пользователями оказываются чаще всего криминальные элементы. Главная же проблема – что в погоне за прибылью или в угоду политической конъюнктуре поставщик не задумывается, в чьих руках окажется экспортируемое ЛСО, где и в каких целях оно будет применяться.

Российская Федерация располагает весьма развитым национальным законодательством в сфере борьбы с незаконным перетоком ЛСО. Готовы делиться нашим опытом, набором наиболее успешно зарекомендовавших себя практик с заинтересованными государствами. Призываем государства-члены в рамках реализации Программы действий ООН по борьбе с незаконным оборотом ЛСО и учетом рекомендаций Седьмого совещания государств-членов по этому процессу в Генеральной Ассамблее ООН уделить особое внимание имплементации на национальном уровне следующих мер:

- введение универсального запрета на передачи всех видов ЛСО субъектам, не уполномоченным правительствами государств-получателей;

- обеспечение строгого регулирования и прямого контроля государствами на территории под их юрисдикцией брокерской деятельности, связанной с экспортом оружия, и максимально возможное ограничение числа самых брокеров;

- введение запрета на реэкспорт или последующие передачи полученного по импорту ЛСО без письменного согласия государства, их изначально экспортировавшего;

- недопущение производства ЛСО по истекшим лицензиям или без лицензий страны-обладательницы технологии его производства, в том числе пресечение практики, когда оружие, производившееся ранее по лицензии, в незначительной степени модернизируется без согласия разработчика и экспортируется, как собственная разработка.

Г-н Председатель,

В завершение хотел бы еще раз подчеркнуть, что борьба с незаконным перетоком ЛСО, обеспечение безопасного хранения его запасов и уничтожение его излишков являются прерогативой самих государств и неотъемлемой частью их суверенитета. Именно поэтому первоочередное значение здесь имеют совместная работа всех стран на площадке Генеральной Ассамблеи ООН и последующая реализация разработанных в рамках Программы действий ООН мер, прежде всего – на национальном уровне. Только так нам удастся достичь общей цели и добиться практических успехов в деле противодействия нелегальному обороту ЛСО в мире.

Благодарю за внимание.