Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Первого заместителя Постоянного представителя Российской Федерации при ООН Д.А.Полянского на заседании СБ ООН по политической и гуманитарной ситуации в Сирии

Г-н Председатель,

Благодарим докладчиков за предоставленную информацию. В том, что касается политической ситуации, хотели бы подчеркнуть, что выступаем за продолжение межсирийских консультаций в Женеве в рамках Конституционного комитета. Считаем, что у продвижения процесса урегулирования, ведомого и осуществляемого самими сирийцами при поддержке ООН без внешнего вмешательства и навязывания искусственных сроков, нет альтернативы. Это касается и всех возможных новых идей и предложений. Исходя из этого, будем продолжать взаимодействие с сирийцами, Спецпосланником и другими заинтересованными странами, прежде всего партнерами по Астанинскому формату. Намерены провести следующую встречу представителей России, Ирана и Турции при участии заинтересованных сторон 21-22 декабря в Нур-Султане.

Одним из важных направлений работы «астанинцев» является проблема удерживаемых лиц. 16 декабря в рамках специальной Рабочей группы Астанинского формата состоялся очередной – шестой – обмен такими лицами. Эта акция была успешно осуществлена благодаря скоординированной работе Минобороны и МИД России, турецких компетентных ведомств, ООН и Международного Комитета Красного Креста.

Общему оздоровлению ситуации в Сирии и вокруг нее способствует и возобновление естественных связей этой страны с арабскими соседями, в том числе в экономической плоскости. Выступаем за дальнейшие шаги по полному возвращению Дамаска в «арабскую семью».

Г-н Председатель,

Теперь о гуманитарной ситуации в Сирии. Она остается напряженной. Сложности сохраняются в неподконтрольных Дамаску районах – Идлибе, Заевфратье и в зонах турецких операций на севере страны. Исходим из того, что достижение долгосрочного мира и безопасности в САР возможно только через полное восстановление суверенитета и территориальной целостности этой государства, включая контроль сирийских властей над национальными границами, равно как и природными ресурсами, при продолжении борьбы с террористами.

В этих условиях на первый план выходят насущные задачи по выправлению гуманитарного и социально-экономического положения. Определенную роль в их решении призвано сыграть полное и добросовестное выполнение консенсусной резолюции СБ ООН 2585. Ее важный элемент – уже упоминавшийся спецдоклад А.Гутерреша.

Хотел бы прокомментировать этот документ. Для начала хочу подчеркнуть, что мы отдаем должное усилиям гумагентств ООН, сделавших многое для перевода гуманитарного направления в Сирии в конструктивное русло. Мартин, отмечаем Ваш личный вклад в этот процесс, который мы очень ценим.

В целом доклад укладывается в рамки резолюции 2585. Мы уже говорили, что прекрасно понимаем те сложности, с которыми приходится сталкиваться всем сторонам, вовлеченным в выполнение положений этой резолюции. И в целом признавая наметившийся прогресс, рассматриваем его лишь как начало большого пути. В этом контексте хотел бы обратить внимание на следующее.

Первое. Что касается информации о прозрачности проводимых гумопераций, в первую очередь в Идлибе. Коллеги, повторяю еще раз. Мы в целом не сомневаемся в том, что Мониторинговая миссия ООН, контролирующая отправку гумконвоев исключительно до границы с Сирией, исправно выполняет свою работу. Наши озабоченности касаются происходящего непосредственно в Идлибе, переполненном террористами, которые подчинили себе все сферы жизни людей, включая их свободное передвижение. О каком беспристрастном и независимом характере распределения помощи в таких условиях вообще может идти речь? Ни для кого не секрет, что именно по вине боевиков продовольствие, доставленное в Сармаду из Алеппо еще в августе, начало распределяться только 16 декабря. Не могу не выразить разочарование тем, что все это время вы, коллеги, не проронили ни слова осуждения, а терпеливо ожидали согласия террористов, чтобы продовольственная помощь попала в районы, не охваченные ТГМ. А как же проживающие там люди, для которых эта помощь критична? Их страдания вам безразличны?

На этом фоне совершенно неубедительны утверждения о наличии у ООН какого-то эффективного механизма мониторинга в идлибском анклаве, основа которого – дистанционный контроль. Прецеденты с присвоением террористами ооновской помощи в Алеппо, Восточной Гуте и «Рукбане» наглядно подтверждают это.

Подчеркиваем насущную необходимость закрепления ооновцев-международников в анклаве. Это поспособствует повышению доверия к механизму распределения.

Второе. Касательно более чем скромного прогресса в гумпоставках через линии соприкосновения. По сути все случилось именно так, как мы и предостерегали с самого начала. За полгода в Идлиб въехало только два гумконвоя – всего лишь 28 грузовиков. При этом за это же время (с июля по ноябрь с.г.) через «Баб аль-Хаву» в зону деэскалации проехали 2 386 грузовиков. И это свидетельствует не о безальтернативности трансграничного механизма, а о сопротивлении идлибских боевиков выполнению резолюции 2585.

Потенциал поставок «кросс-лайн» и заинтересованность в них «на земле» весьма значительна, а вот стимулы для идлибских террористов пропускать помощь через этот механизм – пока невелики. Совету надо еще поработать, чтобы заставить выполнять свои решения.

При этом критикуемые рядом присутствующих в зале сирийские власти свои обязательства выполняют в срок и в полной мере. Это подтверждает уже не первый доклад Генсекретаря.

С 27 октября у нас имеется четкий план УКГВ по наращиванию «кросс-лайн» операций на северо-запад Сирии. Согласно плану к сегодняшнему дню в регион должно было заехать пять конвоев. По факту мы имеем только один, если не считать осуществленный ранее в конце августа конвой ВПП ООН в Сармаду. А ведь в плане идет речь про районы, недоохваченные «трансграничкой». Речь про людей, не получающих достаточную помощь. Прагматичные и конкретные предложения гуманитарщиков не встречают понимания со стороны тех, кто в состоянии разблокировать «кросс-лайн» и сделать его устойчивым. То есть одно из ключевых положений резолюции СБ 2585 просто торпедируется. Спокойные и даже позитивные оценки этой ситуации, которые, по сути, равнозначны призывам довольствоваться разовыми «благородными» жестами террористов, нас устроить не могут.

Уважаемые коллеги,

Призываем всех внести свой вклад в разблокировку поставок гумпомощи из Дамаска в Африн и Эль-Баб, а также Тель-Абьяд. Верим, что это возможно. Спустя 2 года после закрытия «Яарубийи» доклад констатирует отладку сухопутных и воздушных маршрутов доставки помощи из Дамаска, расширение ооновского присутствия и улучшение доступа к нуждающимся (за исключением таких проблемных мест, как лагерь ВПЛ «Аль-Хоуль»). С июля по октябрь с.г. на северо-восток САР кросс-лайном было отправлено 425 грузовиков (плюс 7 конвоев по линии ВОЗ), что не идет ни в какое сравнение со 109 грузовиками, проехавшими через «Яарубийю» за 6 лет функционирования погранперехода.

Третье. Проекты в области раннего восстановления. В докладе Генсекретаря дана исчерпывающая аргументация о важности наращивания этих работ. Коллеги, мы часто слышим от вас на разных площадках о необходимости учета мнения нуждающихся при проведении оценки гумпотребностей и последующей разработке планов гумреагирования. Это, дескать, повышает ответственный характер предоставляемой гумпомощи.

Вы можете себе представить, чтобы люди, проживающие в разрушенных домах или вообще в палатках, не хотели бы обзавестись нормальным жильем? Или может быть они не хотели бы отправить своих детей в школу, сами пойти в нормальную больницу, пользоваться водой из крана? Их голоса должны быть услышаны в первую очередь. Пока на этом направлении делается критически мало. Призываем доноров пересмотреть свои подходы к гумсодействию в Сирии во благо простых сирийцев, в т.ч. возвращающихся к себе на родину. Пользуясь случаем, выражаем благодарность странам, активно подключившимся к финансированию соответствующих проектов. Ожидаем от ООН разработки соответствующих комплексных планов и программ.

Г-н Председатель,

Наращиванию комплексного гуманитарного содействия сирийцам, особенно востребованного в условиях пандемии COVID-19, способствует и решение проблемы односторонних санкций. Шагом в правильном направлении считаем опубликование специального разъяснения Казначейства США о том, что рестрикции не распространяются на проекты по раннему восстановлению. Их реализация, в том числе для критических объектов гражданской инфраструктуры, поможет в удовлетворении не только срочных нужд сирийцев, но и в улучшении общих условий жизни и предотвращении коллапса систем водо- и электроснабжения. Восстановление школ, больниц и жилого фонда, в свою очередь, будет содействовать созданию условий для достойного возвращения беженцев и ВПЛ. Будут ли объявленные гумизъятия действительно эффективны, покажет только время. Со своей стороны будем внимательно это отслеживать, а также призываем Генсекретаря не ослаблять внимание к данному сюжету и докладывать о состоянии дел в своих регулярных докладах.

Г-н Председатель,

В заключение хотел бы подчеркнуть, что, по нашей оценке, и ООН, и отдельные страны-члены Совета могут и должны сделать больше для выполнения резолюции СБ 2585. Без этого приложенные нами в июле усилия для налаживания конструктивного взаимодействия на сирийском гуманитарном треке не приведут нас к желаемым результатам.

Благодарю за внимание.