Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Постоянного представителя А.М.Евстигнеевой на заседании Совета Безопасности ООН по Центральноафриканской Республике (ЦАР)

Г-н Председатель,

Благодарим Манкёра Ндяя, Адеойе Банколе, Олафа Скуга за их доклады. Внимательно выслушали Памелу Дером. Приветствуем участие Президента Центральноафриканской Республики Фостена Арканжа Туадеры в заседании. Его соображения особенно важны для рассмотрения ситуации в его стране Советом Безопасности ООН.

Внимательно следим за развитием обстановки в Центральноафриканской Республике. Убеждены, что Политсоглашение о мире и примирении в ЦАР от 6 февраля 2019 г. – основа достижения прочного мира и безопасности в стране. Отмечаем усилия властей, в том числе нового правительства, в состав которого вошли представители вооруженных групп, подписавших Политсоглашение, по осуществлению инициированного Президентом Ф.А.Туадерой республиканского диалога. Важно, что власти настроены на обеспечение принципа инклюзивности и «дорожная карта» диалога предусматривает возможность подключения к данному процессу вышедших из Хартумских договоренностей НВФ.

Приветствуем в этой связи объявленный 15 октября Президентом Ф.А.Туадерой режим прекращения огня.

Отмечаем, что повышается представленность чиновников в регионах, выросло число судебных органов и количество дислоцированных по стране сотрудников органов поддержания правопорядка. Началась работа по подготовке муниципальных выборов, запланированных на сентябрь 2022 г.

Поддерживаем эти усилия, направленные на нормализацию положения в стране. Это стало возможным благодаря тому, что правительственным войскам удалось дать отпор мятежным силам, лишить их способности в наступательном ключе продолжать вооруженную борьбу, и в целом стабилизировать ситуацию. Вместе с тем альянс НВФ «Коалиция патриотов за перемены» не отказывается от планов по силовому захвату власти в стране. В этих условиях считаем важным всемерно способствовать укреплению законно избранных властей ЦАР.

Очевидно, что комплексное и скоординированное содействие властям ЦАР со стороны международного сообщества должно быть продолжено. Приветствуем активную вовлеченность Международной Конференции по Региону Великих озер (МКРВО) и Экономического сообщества государств Центральной Африки в предпринимаемые ООН и зарубежными партнерами Банги усилия по стабилизации обстановки в стране.

В этой связи положительно оцениваем результаты третьего мини-саммита стран-участниц МКРВО, состоявшегося 16 сентября с.г. в Луанде, в ходе которого были намечены дальнейшие шаги по выполнению предложенной ранее ангольской стороной «дорожной карты» по обеспечению мира в ЦАР. Важно, чтобы любые посреднические инициативы в формате субрегиональных организаций реализовывались с согласия и при участии Правительства ЦАР.

Исходим из того, что без оказания эффективной поддержки руководству страны в повышении боеспособности национальных вооруженных сил преодоление внутреннего кризиса может затянуться. Убеждены, что наличие сильной армии и сил правопорядка является важным условием для долгосрочного выправления ситуации в ЦАР.

Г-н Председатель,

Исходим из того, что МООНСЦАР должна быть важным элементом обеспечения безопасности в стране с учетом возложенных на миротворцев функций, в том числе по противодействию НВФ в рамках защиты гражданского населения. Выступаем за более плотную координацию МООНСЦАР с Банги и двусторонними партнерами «на земле». Убеждены, что полноценное выполнение мандата миротворческой миссией возможно только при сохранении взаимного доверия с властями страны пребывания.

Также твердо исходим из того, что при подборе дополнительных контингентов, направляемых в состав МООНСЦАР в соответствии с резолюцией СБ 2566, Секретариат ООН должен плотно координироваться с Банги и прислушиваться к мнению центральноафриканцев, в том числе относительно национального состава командируемых военнослужащих и полицейских.

При этом необходимо отдавать себе отчет в том, что миротворческая миссия не может и не должна подменять собой усилия национальных властей. Именно на них лежит главная ответственность за судьбу своей страны, за защиту собственного населения. В этой связи необходимо продолжить укреплять потенциал центральноафриканцев. Выполнение этой задачи откровенно тормозит режим оружейного эмбарго. Вновь обращаем внимание коллег по СБ на то, что необходимо прислушаться к призывам ЦАР и регионалов о снятии рестрикций в отношении Банги.

Г-н Председатель,

В ЦАР по просьбе ее властей и с ведома профильного санкционного Комитета СБ 2127 работают российские инструкторы. Они с успехом повышают уровень профессиональной выучки центральноафриканских силовиков, благодаря чему военная обстановка в стране стабилизировалась.

Вновь повторим: российские инструкторы не принимают участия в боевых действиях. А любые возможные случаи нарушений МГП и прав человека должны расследоваться национальными властями. У нас с ними налажен тесный и взаимоуважительный диалог. Если нам будет передана какая-либо информация по линии правоохранительных органов ЦАР по конкретным инцидентам, она будет тщательно изучена.

Что же касается обвинений наших коллег по Совету Безопасности, то вновь напоминаем, что им следовало бы обратить внимание на вопиющие случаи нарушений прав человека и МГП со стороны собственных военных и частных компаний, а также проанализировать результаты своего многолетнего участия в военных кампаниях в Африке, Афганистане, Ираке и других уголках мира.

Повторим: ЦАР – не площадка для конфронтации, а уникальная возможность сообща помочь находящейся в крайне непростых условиях стране. Россия будет и впредь открыта к сотрудничеству со всеми конструктивно настроенными силами. Уверены, что у нас есть все возможности для налаживания такого взаимодействия без каких-либо разделительных линий и с учетом баланса интересов. Борьба с экстремистами и стабилизация ситуации в ЦАР и других странах является нашей общей задачей. Исходим из твердого убеждения, что в современном мире нет места неоколониальным практикам, экономическому шантажу, натравливанию соседей друг на друга, а также попыткам диктовать суверенным государствам, с кем можно строить сотрудничество, в том числе военное, а с кем нет. Такой менторский тон убеждает все меньшее количество государств.

Благодарю за внимание.