Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление и ответное слово заместителя Постоянного представителя А.М.Евстигнеевой на заседании СБ ООН по превентивной дипломатии как общей цели всех главных органов ООН

Г-н Председатель,

Приветствуем участие в сегодняшнем заседании Генсекретаря ООН Антониу Гутерреша, Председателя Генассамблеи Абдаллы Шахида, председателя ЭКОСОС Колина Виксена Келапиле, а также председателя Международного суда судью Джоан Донахью.

Признательны Мексике за привлечение внимания к превентивной дипломатии и созыв такого уникального мероприятия с участием глав основных органов ООН. Хотели бы также присоединиться к заявлению Группы друзей в защиту Устава ООН, которое позже озвучит Постоянный представитель Венесуэлы Самуэль Монкада.

Г-н Председатель,

Задаче предотвращения конфликтов - 76 лет. Именно эта цель была зафиксирована в качестве главной в Уставе ООН в 1945 году. Генсекретарь ООН Антониу Гутерреш, заступая на свой пост 5 лет назад, начинал свою работу с призыва к миру, достижение которого должно пронизывать все направления деятельности нашей Организации: от прекращения боевых действий до завершения переговоров с целью выхода на политическое решение конфликтов.

И за все эти годы ООН, ее Советом Безопасности, другими главными органами, Секретариатом, региональными и субрегиональными объединениями проведена значительная работа по выявлению причин и предотвращению конфликтов.

И, несмотря на все это, мы каждый раз возвращаемся к теме превентивной дипломатии, подтверждая ее вновь и вновь, как всеохватывающий «приоритет» ООН. Но, к сожалению, кризисы постоянно возобновляются или вспыхивают очаги новых конфликтов.

Быстрых и радикальных рецептов для решения проблем в этой области не существует. Успешное купирование конфликтов зависит от системного применения инструментов раннего предупреждения, задействования потенциала превентивной дипломатии, посредничества, миссий «добрых услуг». Однако для того, чтобы все эти усилия были успешными, требуется, на наш взгляд, выполнение ряда условий.

Уверены, что в такой деятельности не должно быть места «двойным стандартам», диктуемым политической конъюнктурой или предпочтениями тех или иных государств. Почему применительно к одним странам предпринимаются кропотливые усилия для налаживания политического процесса, дается время на тихую дипломатию, а в иных – международное сообщество и Совет Безопасности сразу начинают «палить из всех пушек», применять санкции, в том числе незаконные односторонние и оказывать давление на национальные правительства, настраивать оппозицию на противостояние? И это несмотря на то, что давно очевидно, что вмешательство во внутриполитические процессы вопреки позиции принимающих сторон отнюдь не отвечает интересам долгосрочной стабилизации. Только сами народы могут определять судьбу своих стран, а вооруженное или иное вмешательство извне во внутренние конфликты лишь создает риски раскручивания спирали противостояния.

При этом не следует также забывать, что у каждой ситуации есть свои причины и, соответственно, должен быть подобран деликатный, беспристрастный подход, уникальное решение. Универсальных рецептов или заобщенных критериев здесь не может быть в принципе. Уверены в том, что раннее предупреждение не может основываться на произвольно выбранном сочетании неких «индикаторов» конфликта – пусть даже таких важных, как правозащитные или из области Целей устойчивого развития.

Г-н Председатель,

События в мире свидетельствуют о возрастании роли посредников в предотвращении и урегулировании конфликтов. Их деятельность требует большого искусства и, что немаловажно, – терпения. Свою востребованность продолжают доказывать миссии «добрых услуг» Генсекретаря ООН и его спецпосланников – они действительно, а не по своим предыдущим должностям или заслугам, должны быть готовы к беспристрастной работе, независимости в своих суждениях, а также к нестандартным решениям.

Ответственность за эффективность антикризисного инструментария ООН во многом лежит и на миротворческих операциях Организации. Мы неоднократно говорили, что не разделяем трактовку миротворчества исключительно сквозь призму защиты гражданского населения и содействия оказанию гуманитарной помощи. Без политического процесса невозможно добиться мира, существенно стабилизировать ситуацию даже при тысячах развернутых «голубых касок» и миллиардных бюджетах миссий.

Важные задачи в области содействия постконфликтным странам решает Комиссия ООН по миростроительству, координационную и мобилизационную деятельность которой мы полностью поддерживаем. Однако по-прежнему не решен вопрос об устойчивом финансировании миростроительных усилий. Следует также свежим взглядом посмотреть на превентивный потенциал, накопленный региональными и субрегиональными организациями.

Весомая роль, безусловно, принадлежит Секретариату ООН. В штаб-квартире и полевых присутствиях, накоплен огромный потенциал знаний, навыков мониторинга и анализа ситуаций в регионах, прогнозирования их развития по кризисному сценарию. Ведь именно о сотрудниках Секретариата мы говорим, когда подчеркиваем универсальный, обладающий уникальной легитимностью институт, играющий значимую роль в предупреждении конфликтов.

Г-н Председатель,

Хотели бы отметить, что, к сожалению, в последнее время вместо того чтобы концентрироваться на поиске политических решений и использовании имеющихся инструментов, мы в большей степени уделяем внимание таким темам, как координация усилий различных органов ООН, определение неких «связок» между разными аспектами деятельности Организации, обсуждаем значимые вопросы современности на всех площадках разом. Складывается такое впечатление, что Совет Безопасности уже вполне может выполнять если не функции всех органов ООН сразу, то по крайней мере выдать свое суждение практически по всем генерическим вопросам. Такая же тенденция прослеживается и в других органах ООН.

Со своей стороны, мы по-прежнему уверены в том, что необходимо отдать должное основателям ООН и прекратить «изобретать велосипед». В частности, Совет Безопасности не должен отвлекаться от своей основной задачи - поддержания международного мира и безопасности. Надо инвестировать наши усилия в то, чтобы все органы ООН выполняли свою работу эффективно, придерживаясь принципа «разделения труда». В таком случае все кирпичики международного содействия встанут на свое место и создадут прочный фундамент для предотвращения и урегулирования конфликтов.

Благодарю за внимание.

 

Ответное слово после выступления ряда делегаций:

Вынуждена взять слово, поскольку мы сожалеем, что отдельные делегации продолжают использовать самые неподходящие поводы для своей пропагандистской работы. Столь важная и благородная тема, как предотвращение конфликтов, не стала исключением.

Ситуация в Белоруссии – яркий пример дестабилизирующего внешнего вмешательства, о котором мы говорили ранее в своем выступлении, и применения «двойных стандартов». Это же касается и ситуации с мигрантами. Исходим из того, что Европейский Союз должен отказаться от таких «двойных стандартов» при разрешении этой проблемы и должен нести ответственность за свои действия. Что касается конкретной ситуации на белорусско-польской границе, то решить эту ситуацию устойчиво можно, только вступив в равноправный диалог с Минском. Если Брюссель к этому готов, то мы готовы этому содействовать. 

Благодарю за внимание.