Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя В.А.Небензи на заседании СБ ООН по вопросам противодействия терроризму и экстремизму в Африке

Г-н Председатель,

Прежде всего, позвольте выразить признательность китайской стороне за инициативу проведения заседания СБ, посвященного насущной проблеме противодействия терроризму и экстремизму в Африке. Благодарим сегодняшних бриферов - г-жу Р.Дикарло, г-жу Ф.Мохаммед и г-на А. Мар Дией.

Присоединяемся к соответствующему заявлению Председателя СБ, оперативно подготовленному по предложению китайских коллег. Наряду с остальными членами Совета подтверждаем солидарность с правительствами стран Сахеля, бассейна озера Чад и Африканского Рога в их законных усилиях по борьбе с террористической угрозой. В то же время хотели бы подчеркнуть, что обсуждаемые сегодня вызовы и угрозы безопасности, к сожалению, становятся в равной степени актуальными для всего африканского континента.

Пользуясь случаем, хотели бы выразить искренние соболезнования родным и близким мирных граждан, а также военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов стран Африки, чьи жизни унесла волна насилия и террора, прокатившаяся по континенту в последние месяцы.

Губительное влияние экстремизма и терроризма сегодня особенно отчетливо проявляется в Западной Африке, где всего за несколько лет в разы выросло число террористических преступлений. Обстановка осложняется переходом ряда радикальных сил под знамена ИГИЛ, его трансформацией в разветвленную подпольную террористическую сеть и созданием новых региональных «филиалов». В этой связи в принятом сегодня заявлении акцентируется необходимость всеобъемлющего выполнения санкций СБ в отношении подразделений ИГИЛ в Западной Африке, Великой Сахаре и Ливии.

После военного поражения игиловцев в Сирии и Ираке в Африку устремились потоки иностранных террористов-боевиков (ИТБ). Скрываясь под масками мигрантов и беженцев, они осуществляют диверсионную и вербовочную деятельность, проповедуя экстремистскую и террористическую идеологию среди молодежи и уязвимых слоев населения. Наши западные коллеги регулярно рекламируют многочисленные проекты техсодействия африканским странам на базе политизированной концепции предупреждения насильственного экстремизма (ПНЭ). В этой связи хотелось бы отметить несколько моментов.

Во-первых, любое техсодействие в указанной сфере должно предоставляться исключительно по запросу соответствующих государств. При этом стоит учитывать, что далеко не во всех странах применимы механизмы превенции, в которых главенствующую роль играют негосударственные структуры. Бесспорно, гражданское общество должно привлекаться к профилактике экстремизма и терроризма. К примеру, существенный вклад в эту работу вносит духовенство, лидеры общественного мнения, СМИ, образовательные учреждения и спортивные организации. Однако все это будет бесполезно, если государственные органы не будут осуществлять координацию таких усилий, в полной мере осознавая свою первостепенную ответственность за поддержание общественной безопасности.

Не стану подробно останавливаться на российских подходах к профилактике распространения идеологии терроризма, поскольку этой теме будет посвящен отдельный открытый брифинг, организуемый совместно с Управлением ООН по контртерроризму 16 марта.

Во-вторых, в рамках оценки потребностей государств региона во внешней помощи первостепенное внимание должно уделяться выполнению универсальных антитеррористических конвенций и протоколов, резолюций СБ, а также региональных инструментов. Отмечаем собственные усилия Африканского союза на этом направлении. Кроме того, предлагаем государствам региона присмотреться к новаторской Конвенции ШОС по противодействию экстремизму, открытой для присоединения всех заинтересованных сторон.

В-третьих, в соответствии с принятым сегодня заявлением, государства и профильные международные организации должны сбалансированно подходить к анализу условий, способствующих распространению терроризма, в равной степени уделяя внимание внутренним и внешним факторам.

Безусловно, решение социально-экономических проблем, в том числе снижение уровня безработицы, помогло бы искоренить питательную среду терроризма. В то же время, как мы уже отметили и как верно указано в заявлении Председателя СБ, нынешний всплеск террора во многом связан с феноменом ИТБ и экспансией крупнейших тергруппировок – то есть внешними причинами.

Таких факторов на самом деле гораздо больше. В свое время отдельные страны не учли, что вслед за попытками установления режима «управляемого хаоса» неминуемо следует потеря контроля за ситуацией. Разрушение государственности в Ливии предопределило характер современной террористической угрозы в Африке. Очевидно, что без каких-либо подвижек на пути восстановления этой страны говорить о прогрессе в борьбе с терроризмом в регионе сложно.

Ливийский контекст также нельзя сбрасывать со счетов, когда дело касается приоритетной задачи противодействия оружейной подпитке террористов в соответствии с принятым сегодня документом. В своем последнем докладе по легкому и стрелковому оружию Генеральный секретарь ООН выразил серьезную обеспокоенность в связи с «огромным количеством» оружия из ливийских запасов, которое незаконными путями попадает в страны Сахеля и за его пределы. То есть этот поток не снижается даже спустя 9 лет после начала гражданской войны в Ливии. К сожалению, не все страны в равной степени озабочены этой проблемой.

Г-н Председатель,

В заключение хотели бы отметить, что Россия внимательно отслеживает развитие ситуации в ключевых регионах Африки. Ряду стран мы уже оказываем соответствующую военно-техническую помощь, осуществляем подготовку военных и полицейских кадров. Призываем международное сообщество объединить усилия в рамках предоставления техсодействия африканским странам и сфокусировать его на действительно важных аспектах борьбы с экстремизмом и терроризмом.

Благодарю за внимание.