Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя Российской Федерации В.А.Небензи на заседании Совета Безопасности ООН по пункту повестки дня «Поддержание международного мира и безопасности»

Г-н Председатель,

Добро пожаловать в Нью-Йорк. Мы рады видеть Вас в кресле председателя Совета Безопасности. Благодарны Генеральному секретарю ООН и г-же Мэри Робинсон за их выступления.

В 2020 году мы отмечаем взаимосвязанные юбилеи 75-летия окончания Второй мировой войны и создания ООН. 75 лет назад были созданы условия для формирования послевоенного мироустройства, несущей конструкцией которого стала ООН – краеугольный камень системы международных отношений и многосторонности.

В Уставе ООН заложены все принципы многосторонности. Его цели и принципы имеют статус императивных норм международного права. В Уставе прописаны такие положения, как недопустимость применения силы или угрозы применения силы, необходимость мирного разрешения споров. Несоблюдение Устава не может быть ничем оправдано. Несущая ось этой конструкции – система коллективной безопасности во главе с Советом Безопасности. Хотелось бы подчеркнуть здесь слово «коллективной». Весь Устав пронизан идеей коллективизма, развития дружественных отношений и сотрудничества.

Кроме того, в Уставе заложен важнейший принцип суверенного равенства всех государств – как больших, так и малых.

Г-н Председатель,

Процесс формирования полицентричного, многополярного мира обрел необратимый характер. Не всех это устраивает. Попытки ревизионизма в отношении воплощенных в Уставе ООН принципов международного права маскируются в красивую оболочку.

Наиболее ярким примером этого стала модная сегодня концепция «порядка, основанного на правилах». Эти правила подбираются и применяются в зависимости от потребностей. Цель концепции – подменить универсально согласованные международно-правовые инструменты и механизмы узкими форматами, в которых вырабатываются альтернативные, неконсенсусные решения в обход легитимных многосторонних рамок. По сути, мы имеем дело
с попытками узурпации за этой ширмой процесса выработки консенсусных решений по ключевым вопросам международной повестки дня узкой группой государств.

Крайне опасно то, что радетели за концепцию «порядка, основанного на правилах» без малейших колебаний «замахиваются» на исключительные прерогативы СБ ООН. Приведем несколько примеров. После того, как не удалось провести через Совет Безопасности политизированные решения, бездоказательно обвиняющие власти Сирии в применении запрещенных отравляющих веществ, за счет грубых манипуляций и в нарушение Конвенции о запрещении химоружия Техсекретариат ОЗХО был наделен функциями по установлению виновных в применении химоружия. Это является ничем иным, как прямым вторжением в прерогативы СБ ООН. Другой пример пренебрежения полномочиями Совета Безопасности – создание в противоречии с Уставом ООН т.н. «независимого механизма по расследованию в Сирии» (IIIM).

Примеров подобного ревизионизма международного права,
к сожалению, с каждым днем становится все больше. За последнее время мы стали свидетелями слома разоруженческого механизма – «торпедирования» Договора по ПРО, выхода из Договора
о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Под угрозой находятся и Договор о мерах по дальнейшему сокращению
и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3) и Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ). Сегодня мы столкнулись с риском демонтажа всей договорной архитектуры в области контроля над ракетно-ядерными вооружениями.

Мы выступаем за недопустимость любых действий по вмешательству во внутренние дела государств в целях свержения их легитимных правительств. Выступаем против применения односторонних принудительных мер в отсутствие соответствующих резолюций СБ или в дополнение к принятым им мерам. Это подрывает компетенцию Совета в части поддержания международного мира и безопасности, несовместимо с Уставом и общепризнанными принципами международного права, в т.ч. мирного разрешения международных споров, суверенного равенства и невмешательства по внутренние дела.

От извращения норм международного права и бездумного вмешательства вот уже много лет больше других страдает регион Ближнего Востока и Северной Африки. Неурегулированность палестино-израильского конфликта, незаконное вторжение
в Ирак, непрекращающееся насилие в Афганистане, убийство лидера Ливии и разрушение страны, попытка свержения законной власти
в Сирии, внесудебная расправа над официальным лицом суверенной державы в третьей стране – вот только несколько примеров действий, оставивших раны на теле международной законности и правопорядка.

Квинтэссенцией всех этих печальных тенденций стал выход США из Совместного всеобъемлющего плана действий по иранской ядерной программе (СВПД), одобренного СБ ООН и имеющего ключевое значение для ядерного нераспространения. В результате все нарастающей конфронтации регион, да и весь мир, оказался на грани конфликта, последствия которого непредсказуемы. Мы призываем к немедленной деэскалации. Риск конфликта слишком велик, а цена – слишком высока.

Вынуждены напомнить еще об одном нарушении и невыполнении международного права страной-хозяйкой штаб-квартиры ООН, ее безусловных обязательств. Мы говорим об этом уже давно. Последний пример этого искусственного кризиса – отказ в выдаче визы Мининдел Ирана Мохаммеду Джаваду Зарифу, который должен был принять участие именно в этом заседании.

Г-н Председатель,

Российская Федерация считает, что неукоснительное соблюдение Устава ООН – это единственно возможный способ сохранения мира. В этой связи выступаем за безальтернативность поддержания и укрепления системы международных отношений, основанной на Уставе ООН и вытекающих из него общепризнанных принципов и норм международного права. Несмотря на сложности и противоречия современного мира, ООН остается для нас и для большинства стран важнейшим и системообразующим элементом международных отношений, легитимным и универсальным инструментом коллективного поиска ответов на кризисы и вызовы современности с уникальным мандатом решений ключевых международных проблем и поддержания международного мира и законности. Мы продолжим это отстаивать.

Благодарю Ваc.