Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Постоянного представителя А.М.Евстигнеевой на открытых дебатах Совета Безопасности ООН на тему «Переходный период в миротворчестве»

Г-жа Председатель,

Признательны Ирландии, которой в этом году выпала честь проводить ежегодные дебаты на тему реформирования миротворчества, за привлечение внимания к такой важной теме, как переходный период в миротворческих операциях.

Благодарим Генсекретаря ООН за содержательный брифинг, а также особый акцент, который он сделал на ключевой роли национального лидерства и национальной ответственности в деле миростроительства.

Сложно переоценить вклад в дискуссию бывшего президента Либерии Эллен Джонсон-Серлиф, чья страна прошла через сложный период конфликта и постконфликтного восстановления при активной помощи международного сообщества.

Признательны также г-же Сафе Эладжиб Адам, представившей оценки ситуации в Судане.

Мы приветствуем участие государственного министра Индии Минакши Лехи в сегодняшней встрече.

Г-жа Председатель,

У каждого конфликта свой уникальный набор причин, поэтому в каждом отдельном случае необходим деликатный и беспристрастный подход, терпеливый анализ и поиск уникального решения, прежде всего на национальном уровне. Убеждены, что ключевую роль в продвижении международного мира и безопасности играют качественные, кропотливые политические и посреднические усилия. Какую бы форму ни приняла международная поддержка находящейся в конфликте страны – миротворческой операции, политической миссии или «добрых услуг» Генсекретаря – без достижения политических договоренностей все они будут малоэффективны.

В этой связи считаем, что лучшей трансформацией мандата любой миссии ООН является полная передача ответственности самим государствам как за предотвращение, так и за преодоление последствий конфликтов, а также сохранение мира и продвижение по пути восстановления и развития при учете интересов и прав всего населения страны.

К сожалению, такого результата и тем более в краткий срок достичь удается редко. В современном мире миротворческие операции по-прежнему остаются одним из важнейших инструментов по прекращению вооруженного противостояния в целях создания условий для достижения сторонами окончательного примирения. «Голубые каски» помогают принимающему государству сделать первый шаг на пути от конфликта к устойчивому миру и играют ключевую роль на ранних этапах миростроительства. Важной частью миротворческих мандатов является содействие правительству в установлении контроля над территорией всей страны, защита гражданских лиц, укрепление госинститутов, реализация программ разоружения, демобилизации и реинтеграции, а также реформирование сектора безопасности.

Несмотря на то, что в последние годы мандаты миротворческих операций становятся чересчур «комплексными» и включают в себя многие несвойственные миротворцам задачи, уверены в том, что оказывать государствам долгосрочную помощь в области развития и прав человека через ОПМ нецелесообразно.

По мере выполнения своих основных функций и стабилизации обстановки «на земле» миротворческие миссии должны своевременно сворачиваться и преобразовываться в другие форматы международного содействия. В то же время при сокращении или закрытии миссий необходимо обеспечивать их преемственность в целях недопущения рецидивов конфликтов в переходный период. В любом случае при рассмотрении вопроса о выводе миротворцев ключевым должно быть мнение принимающей стороны. Отмечаем в этой связи тесную работу с суданскими властями по сворачиванию Совместной миссии Афросоюза и ООН в Дарфуре (ЮНАМИД) и определению мандата сменившей ее Миссии ООН по поддержке переходного периода в Судане.

Рассчитываем, что деятельность МООНППС укрепит потенциал Хартума по ключевым направлениям, прежде всего на миростроительном треке, будет способствовать проведению экономических реформ, устойчивой реформы сектора безопасности, а также поддержанию внутреннего мира и правопорядка. Необходимо также нарастить экономическую поддержку стране в решении этих ключевых задач. Содействие мобилизации ресурсов также является важной задачей мандата.

Г-жа Председатель,

Последовательно выступаем за то, что международная поддержка в области миростроительства и сохранения мира, если она необходима, должна оказываться исключительно по просьбе или с согласия правительства, в соответствии с его приоритетами, без диктата и при безусловном соблюдении суверенитета. Исходим из того, что единых рецептов и автоматизма здесь быть не может. Не считаем нужным перегружать Секретариат ООН и принимающие страны шаблонным набором целей или общих параметров, зачастую не имеющих непосредственного отношения к разрешению кризисной ситуации в конкретной стране.

Безусловно, между миром и безопасностью, развитием и правами человека, есть определенная связь, как это и закреплено в резолюциях по миростроительству. Однако это не должно служить поводом для смешивания мандатов органов ООН и подразделений Секретариата.

Выделяем в этой связи уникальную роль Комиссии ООН по миростроительству, которая занимается координацией и консолидацией действий национальных и международных игроков по достижению долгосрочного мира и развития. Поддерживаем ее деятельность и выступаем за укрепление этого важного органа Организации.

Либерия, как отметила присутствующий здесь бывший лидер этой страны, представляет собой уникальный пример продуктивного партнерства ООН и национальных участников в деле миростроительства. КМС также продемонстрировала свой потенциал в привлечении внимания международного сообщества к национальным приоритетам в области миростроительства и развития в Либерии, которая нуждалась в международной помощи, и предоставила платформу для перехода от теории к практической работе в области миростроительства и сохранения мира.

Благодарю за внимание.