Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Первого заместителя Постоянного представителя Д.А.Полянского на заседании Совета Безопасности ООН по легкому и стрелковому оружию

Г-н Председатель,

Благодарим Высокого представителя Генерального секретаря по вопросам разоружения г-жу Идзуми Накамицу за презентацию доклада Генсекретаря по тематике легкого и стрелкового оружия. Признательны также Дамьену Сплитерсу за полезную информацию о работе НПО «Conflict armament research».

Россия последовательно выступает за повышение роли ООН в координации усилий международного сообщества в разрешении проблемы незаконной торговли ЛСО. Нелегальный оборот этих вооружений остается основным источником подпитки террористических и экстремистских группировок, одним из основных факторов расширения и обострения локальных конфликтов, вооруженного насилия.

Несмотря на определенный прогресс по ряду направлений, принципиального улучшения ситуации в противодействии нелегальному обороту ЛСО в мире пока добиться не удается. Темпы реализации Программы действий ООН по предотвращению и искоренению незаконной торговли ЛСО во всех её аспектах и борьбе с ней остаются недостаточными. Наблюдается пробуксовка и в осуществлении Международного инструмента по отслеживанию незаконного ЛСО.

Считаем, что более эффективному осуществлению Программы действий ООН способствовало бы введение универсального запрета на передачи всех видов ЛСО субъектам, не уполномоченным правительствами государств-получателей; строгое регулирование и прямой контроль государствами на территории под их юрисдикцией брокерской (посреднической) деятельности, связанной с экспортом оружия, и максимально возможное ограничение числа самих брокеров; запрет на реэкспорт (последующие передачи) полученного по импорту ЛСО без согласия государства-первоначального экспортера; недопущение производства ЛСО по истекшим лицензиям или без лицензий стран-владельцев технологии его производства.

Наконец, существенно снизить риски неконтролируемого распространения ЛСО позволило бы также усиление национального контроля за всеми этапами жизненного цикла оружия – от его производства до утилизации.

Основой для таких мер могла бы служить соответствующая наилучшая практика государств, в том числе России, которая имеет в этом отношении развитое законодательство. Готовы оказывать консультативную помощь государствам, заинтересованным в изучении российского опыта в области контроля за ЛСО. Наша страна в порядке ежегодной отчетности последовательно представляет свой доклад об осуществлении Программы действий. Это отдельный структурированный документ, дающий целостное представление об эффективном выполнении Программы на национальном уровне.

Вместе с тем, не можем не отметить, что представленный доклад Генсекретаря содержит и ряд спорных моментов.

В частности, обратили внимание на упоминаемую в докладе идею расширения сферы охвата Регистра обычных вооружений ООН за счет введения восьмой категории ЛСО. Необходимо учитывать, что существующие семь категорий уже включают все основные виды обычных вооружений, поставки которых при определенных условиях могут носить дестабилизирующий характер. Кроме того, при принятии решений по восьмой категории следует иметь в виду и негативные прецеденты использования Регистра в несвойственных его предназначению целях – по определению сферы охвата оружейного эмбарго, как это было в случаях с КНДР и Ираном. Необдуманное следование таким установкам на практике существенно ограничит возможности попавших под санкции государств не только реализовывать закрепленное в ст.51 Устава ООН право на самооборону, но и попросту выполнять правоохранительные задачи.

Кроме того, считаем сомнительными имеющиеся в докладе ссылки на Международный договор о торговле оружием (МДТО). Этот далекий от универсальности документ по-прежнему не позволяет в полной мере решать предусмотренные им же задачи. К примеру, в МДТО отсутствуют прямые запреты на безлицензионное производство вооружений и передачи оружия негосударственным субъектам, а также положения, которые регламентировали бы порядок реэкспорта вооружений. Серьезные вопросы вызывает применение договора на практике. Отдельные его участники продолжают напрямую или опосредованно поставлять оружие в зоны внутренних вооруженных конфликтов.

Г-н Председатель,

В заключение хотелось бы отметить, что Российская Федерация разделяет озабоченности мирового сообщества, связанные с неконтролируемым распространением ЛСО, выступает за дальнейшую консолидацию международных усилий по противодействию ему под эгидой ООН. Согласны, что в этих вопросах востребован комплексный подход.

Рассчитываем на продолжение тесного взаимодействия со всеми заинтересованными сторонами по этим вопросам в ходе предстоящего в этом году двухгодичного совещания государств для рассмотрения осуществления Программы действий.

Благодарю Вас.