Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление и.о. Постоянного представителя Д.А.Полянского на заседании СБ ООН по пункту повестки дня «Нераспространение»

Г-н Председатель,

Благодарим заместителя Генсекретаря ООН Р.Дикарло, главу делегации ЕС О.Скуга и координатора «формата 2231» Постоянного представителя Ирландии г-жу Д.Нейсон за их брифинги.

Отмечаем усилия ирландской стороны по эффективной координации «формата 2231» Совета и высокий профессионализм ирландской команды. Его наглядное подтверждение – принятие консенсусом полугодового доклада координатора. 

Вместе с тем вынуждены обратить внимание, что в отличие от доклада, сегодняшнее выступление координатора не было согласовано в «формате 2231» консенсусом, и ряд тезисов в нем вызывает у нас вопросы. К сожалению, это несколько смазало общее позитивное впечатление от ирландского координаторства. Рассчитываем, что в будущем координаторы «формата 2231» Совета вернутся к практике консенсусного согласования своих выступлений с членами Совета Безопасности.

Профессиональная дипломатия, которая в том числе подразумевает готовность учитывать интересы друг друга и проявлять разумную гибкость в целях достижения компромисса, позволила в свое время согласовать Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД). Он стал одним из ключевых достижений многосторонней дипломатии на современном этапе. Значение сделки как для региона, так и для мира в целом сложно переоценить. Она является символом того, что стороны, несмотря на существенные различия в позициях, способны договариваться. 

К сожалению, этот ценный баланс был нарушен в 2018 г. односторонним выходом из СВПД США и всеми последующими шагами Вашингтона, которые не просто расшатывают сделку, но и мешают другим участникам ее полноценно выполнять. Речь, прежде всего, о нелегитимных односторонних прямых и косвенных санкциях, введенных США. Хочу подчеркнуть, что именно политика «максимального давления» на Иран, от которой администрация США до сих пор не отказалась, является первопричиной всех нынешних проблем вокруг СВПД. Все последующие шаги Ирана стали реакцией на деструктивные действия США, а не самостоятельным отступлением Тегерана от своих обязательств. Поэтому вполне логично, что подвижки по возвращению США к полному выполнению своих обязательств в рамках СВПД создадут условия для встречног выполнения Ираном отдельных поставленных на паузу обязательств в рамках сделки.

С сожалением отмечаем, что в докладе Генсекретаря эта причинно-следственная связь четко не прописана, причем уже не в первый раз. Кроме того, в нем снова на одну доску поставлены призывы к США снять ограничения или принять решение об изъятиях. В контексте восстановления сделки речь идет не об изъятиях, а о полной отмене на постоянной и проверяемой основе незаконных дискриминационных мер, введенных США против Ирана в нарушение резолюции 2231. 

При этом мы приветствуем отражение в представленном сегодня докладе Генсекретаря тезиса о том, что СВПД является наиболее эффективным инструментом укрепления режима нераспространения и региональной безопасности. Полностью солидарны с тем, что путь к прочному миру и безопасности пролегает через дипломатию. В докладе фиксируется, что США и нынешние участники СВПД, включая Иран, в ходе переговоров в Вене продемонстрировали коллективный настрой на урегулирование политических и технических расхождений. Рассчитываем, что так будет и впредь. Поддерживаем призыв А.Гутерреша к вовлеченным сторонам проявить гибкость ради достижения компромисса. 

Вместе с тем обращаем внимание, что в докладе не отражена важная роль Совместной комиссии СВПД, решения которой призваны обеспечивать не только реализацию согласованных мер, но и контроль за их осуществлением. 

В уточнении также нуждается тезис Генсекретаря о том, что отсутствие подвижек в перезапуске СВПД подорвет уверенность в его способности обеспечить исключительно мирный характер иранской ядерной программы. Хотели бы напомнить, что ключевую роль в этом контексте имеет выполнение Ираном обязательств по ДНЯО и Соглашению с МАГАТЭ о всеобъемлющих гарантиях. СВПД способствовал обеспечению особой прозрачности ядерной деятельности в Иране.

Г-н Председатель,

Россия, как и целый ряд других стран, проголосовала против инициированной группой западных стран в начале июня резолюции Совета управляющих. Считаем эту инициативу крайне несвоевременной, откровенно политизированной и идущей вразрез с усилиями на переговорном треке по восстановлению СВПД. Затронутые вопросы имеют ретроспективный характер, не несут распространенческого риска. Напомню, что с 2015 г. Иран оставался самым проверяемым государством среди членов МАГАТЭ.

По-прежнему самую серьезную озабоченность вызывает нелегитимная практика Секретариата ООН по проведению неких расследований в рамках резолюции 2231. Мы категорически против такой деятельности Секретариата. Его мандат в контексте резолюции СБ 2231 имеет исключительно административно-технический характер, что зафиксировано в записке Председателя СБ ООН S/2016/44 от 16 января 2016 г. Полномочий направлять какие-либо запросы государствам-членам о предоставлении информации или реагировать на такие запросы, не говоря уже о каких-либо инспекциях на местах, у Секретариата нет. «Ячейка 2231» не является санкционным комитетом, не обладает профильной экспертизой. Исходим из того, что в докладе Генерального секретаря не должно быть выводов, основанных на домыслах сотрудников Секретариата и информации из неустановленных и непроверенных источников. 

Мы неоднократно указывали на то, что Иран строго соблюдает «ракетные» положения резолюции 2231. Никаких убедительных доказательств обратного Совету до сих пор представлено не было. Сожалеем, что ряд государств продолжает выдвигать необоснованные обвинения в адрес ракетной программы Тегерана, причем применяя все ту же логику, которую мы неоднократно опровергали.

Г-н Председатель,

В заключение хотел бы подчеркнуть, что альтернативы СВПД по-прежнему не существует. Наш долг эту сделку защитить и возродить к жизни. Россия всемерно поддерживает переговорный процесс по возвращению реализации СВПД в изначально согласованные рамки. Мы с самого начала говорили, что обратная дорога к СВПД не будет легкой. Разрушать всегда проще, чем восстанавливать. Обнадеживает, что работа над восстановительным пакетом уже находится на зрелой стадии. Непреодолимых проблем на пути реанимирования СВПД не видим. Но сейчас крайне важный, хрупкий и ответственный этап. Попытки наращивать давление на Иран, постоянная немотивированная раскрутка спирали напряженности вокруг СВПД может полностью перечеркнуть перспективы восстановления сделки. Призываем стороны проявить стратегическую выдержку, прагматичный настрой и нацеленность на поиск компромисса. Уверены, что в таком случае устраивающие всех развязки будут найдены. 

Благодарю за внимание.