Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Комментарий для СМИ Постоянного представителя при ОЗХО А.В.Шульгина и Постоянного представителя при ООН В.А.Небензи по итогам встречи членов СБ по «формуле Арриа»

В.А.Небензя: Сегодня состоялось заседание Совета Безопасности по т.н. формуле Арриа. Это неофициальное заседание, которое посвящено обсуждению тех тем, которые страны-члены заявляют для того, чтобы обсудить это в неформальной, неофициальной (в отличие от заседания Совета Безопасности) обстановке.

Мы вынесли на заседание вопрос об инциденте в сирийской Думе, который произошел в апреле 2018 г., и воспользовались тем, что к нам прибыл Посол России в Нидерландах и Постоянный представитель России при Организации по запрещению химического оружия А.В.Шульгин, который внес важный вклад в проведение этого мероприятия. Так же, как и наш известный эксперт, председатель Фонда содействия развитию демократии М.С.Григорьев. 

Мероприятие получило большой резонанс. Я, пожалуй, впервые видел, чтоб заседание по «формуле Арриа» было таким многолюдным и на таком уровне посещаемости. Были практически все послы – члены Совета Безопасности, были многие другие послы, выступало более 25 делегаций. Дискуссия получилась очень заинтересованной. Мы привели  известные факты и новые факты, касающиеся этого эпизода, и поставили вопрос о необходимости его расследования в Организации по запрещению химического оружия в соответствии с высокими стандартами этой организации, которые, к сожалению, в последнее время, мы знаем, не всегда соблюдаются.

А.В.Шульгин: Несколько слов буквально в дополнение к тому, что уже сказал уважаемый Василий Алексеевич. Дискуссия действительно была очень интересная, содержательная, насыщенная. Особую ценность прошедшей дискуссии придало участие в ней, пусть и дистанционное, бывшего эксперта ОЗХО Яна Хендерсона. Он выступил с открытым забралом, назвал свое имя, рассказал о своих опасениях, связанных с фальсификациями вокруг доклада о Специальной миссии по Думе. Более того, он направил сюда детальную записку по поводу того, что творится в ОЗХО. Эта записка с грифом определенным, чувствительным, была сегодня роздана членам Совета Безопасности и другим ответственным государствам, которые присутствовали на сегодняшнем заседании. Наши западные партнеры пытались представить дело таким образом, будто Россия занимается дезинформацией, но, в отличие от них, от наших западных партнеров, мы придерживаемся только фактов. На каждое замечание, высказанное будь то представителем США, Франции и особенно Германии, мы дали развернутые ответы с опорой на факты.

У меня складывается впечатление, что встреча была полезной с точки зрения пробуждения сознания государств-участников ввиду того, что что-то не нормальное происходит в ОЗХО. Люди задаются вопросом, как же мы дожили до такой ситуации, когда некогда успешная организация, лауреат Нобелевской премии сейчас «лежит на боку». И возникает законный вопрос: а может быть это связано с тем, что некоторые страны, в первую очередь США, пытаются там, в Гааге, навязать свои правила? 

Я как Постоянный представитель России при ОЗХО наблюдал много случаев, когда наши западные партнеры, раздосадованные, раздраженные неуступчивой позицией России, стоящей на страже – повторяю: на страже – Конвенции о запрещении химического оружия стали нам говорить что-то в таком духе: «Мы найдем на вас еще управу! У вас в Гааге, в отличии от Нью-Йорка, нет права «вето». В результате они летом 2018 г. продавили решение по атрибуции, по наделению Технического секретариата несвойственными функциями – решение нелегитимное, сейчас не буду подробно говорить, почему нелегитимное, но принято оно в нарушение «химической» Конвенции и в ущерб исключительным прерогативам Совета Безопасности ООН.

Они навязывают свои правила. Но делают не только это, эти правила, которые они навязывают, они еще по ходу дела меняют. Прямо по ходу дела. Говорили: доверяйте высоким профессионалам из ОЗХО. Беспредельное доверие. Потом, когда эти эксперты не нашли следов химической провокации в Думе, что они заговорили насчет западных партнеров? Нет, вы верьте не им, не экспертам ОЗХО, а верьте сторонним, независимым, якобы, экспертам, которых пригласили для того, чтобы сделать выкладки     и т.д. 

Мы много раз в ОЗХО просили обнародовать результаты этих экспертиз, чтобы посмотреть, есть ли там что-то стоящее. Понять ход их мыслей. Постоянно отказывают. Возникает впечатление, что это фиктивные персонажи – эти независимые эксперты. На них сослались только для того, чтобы придать видимость, весомости этим порочным выводам. Тем не менее несмотря на такую сложную обстановку, у меня сложилось впечатление, что все больше и больше государств-участников проникается важностью задачи помочь ОЗХО перевернуть эту страницу, начать с нового листа, вернуть организацию на рельсы дружной, слаженной работы на основе зарождения консенсуса, таким образом чтобы организация могла заниматься своим делом, а именно уничтожением остающихся запасов химического оружия (единственное государство, которое сохраняет химический арсенал – это США), а также борьбой с химическим терроризмом. Будем надеяться на лучшее.