Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Постоянного представителя А.М.Евстигнеевой на пленарном заседании ГА ООН по обзору ежегодных докладов Комиссии по миростроительству о ее работе в ходе 14-й сессии, Генерального секретаря о Фонде миростроительства и Миростроительстве и сохранении мира за 2020 г.

Г-жа Председатель,

Благодарим за проведение сегодняшнего мероприятия. Признательны действующему и бывшему председателям Комиссии по миростроительству послу Египта Мухаммаду Идрису и послу Канады Бобу Рэю за содержательные брифинги и энергичные усилия при руководстве работой Комиссии.

Миростроительное содействие ООН остается одним из наиболее действенных инструментов в арсенале Организации для оказания государствам помощи в преодолении последствий конфликтов и предотвращении их возобновления.

Важную роль в этих усилиях уже второе десятилетие играет Комиссия по миростроительству (КМС), являясь одновременно межправительственным консультативным органом и связующей площадкой, где участники могут ознакомиться с мнением широкого круга заинтересованных сторон по насущным вопросам.

Подтверждением эффективности работы Комиссии и ее потенциала служит тенденция к расширению географического охвата: в дополнение к страновым конфигурациям по Бурунди, Либерии, Гвинее-Бисау, ЦАР и Сьерра-Леоне, Комиссия провела заседания, посвященные региону Центральной Африки и тихоокеанским островам, а также возобновила свою деятельность в поддержку миротворчества в Сомали и районе Великих озёр.

Необходимо отметить, что прошедший год был весьма сложным для КМС, которая тем не менее подтвердила свою высокую значимость в продвижении и реализации миростроительных задач, несмотря на разразившуюся пандемию COVID-19 и ее негативное воздействие на осуществление процессов по поддержанию мира.

Важно подчеркнуть, что в центре работы Комиссии, а также всевозможных процессов построения и сохранения мира неизменно находятся всецелое уважение суверенитета принимающей стороны и соответствие ее приоритетам. Опыт подтверждает, что международное содействие в области миростроительства наиболее эффективно именно тогда, когда в его основе лежит принцип национальной ответственности, при котором правительства, принимая во внимание потребности общества, определяют и реализуют наиважнейшие задачи и стратегии миростроительства.

При этом крайне важно, чтобы КМС действовала строго в рамках отведенного ей мандата, дополняя работу других межгосударственных органов.

Многочисленные программы содействия государствам в области миростроительства и сохранения мира требуют как должной координации усилий, так и соответствующего разделения труда. Только коллективными целенаправленными действиями, не создающими «конфликта компетенций», можно добиться искомого результата.

Важно не только учитывать взаимосвязь, но и четко понимать разницу в задачах этих процессов, а также то, какой именно орган и структура ООН несет ответственность за продвижение каждого из направлений.

КМС демонстрирует возможности для качественного повышения уровня предоставляемых Совету Безопасности консультативных услуг по находящимся на повестке обоих органов страновым сюжетам.

Убеждены, что ценность Комиссии в том, что она может транслировать Совету миростроительные приоритеты принимающей стороны. Комплексный подход, сочетающий приоритеты правительства, мнения и чаяния гражданского общества, оценки представителей системы ООН и других национальных и международных игроков, был бы весьма полезным дополнением к докладам Генсекретаря ООН. Это может быть востребовано на завершающем, переходном этапе работы миротворческих операций.

Именно добавленная стоимость и уместность рекомендаций КМС имеют решающее значение для их возможного учета в работе Совета Безопасности, а также Генеральной Ассамблеи и ЭКОСОС.

Г-жа Председатель,

В качестве надежного инструмента своевременного и адресного финансирования зарекомендовал себя Фонд миростроительства (ФМС).

Оперативное реагирование ФМС на новые социальные вызовы и проблемы в области безопасности, связанные с COVID-19, а также на нежелательные последствия ответных мер и связанных с ними ограничений, равно как и его способность продолжать оказывать поддержку в разработке и осуществлении программ в сложившихся сложных условиях, демонстрируют высокую адаптивность Фонда и доказывают, что он представляет собой заслуживающего доверия партнера, способного внести большой вклад в налаживание мирных процессов и поддержку устойчивого развития даже в разгар кризисов.

Многие из базовых проектов ФМС направлены на поддержку национального примирения, стимулирование политического диалога, реализацию программ в социальной сфере, укрепление государственных институтов.

При этом любая международная поддержка по линии Фонда должна оказываться в полном соответствии со стратегиями и приоритетами, определенными на национальном уровне.

Выступаем за продолжение усилий Фонда по укреплению взаимодействия с Комиссией по миростроительству. Считаем важным повышение уровня координации и взаимодополняемости действий КМС и ФМС, что будет способствовать преодолению фрагментарности миростроительного содействия, позволит избежать дублирования усилий и придаст деятельности Фонда более прозрачный характер. Убеждены, что транспарентность и подотчетность в использовании денежных средств будут иметь положительное влияние в вопросах финансирования миростроительства.

В конечном итоге основная цель содействия ООН в области миростроительства и сохранения мира – помощь государствам в наращивании собственного потенциала, чтобы в дальнейшем они могли обходиться без международного содействия и иметь возможность самим помогать тем, кто в этом нуждается.

Благодарю за внимание.