Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Первого заместителя Постоянного представителя Д.А.Полянского на заседании СБ ООН по миростроительству и сохранению мира

Г-н Министр,

Рады приветствовать Вас в кресле Председателя Совета Безопасности ООН.

Благодарим Генерального секретаря ООН Антонио Гутерреша, а также Председателя Комиссии по миростроительству (КМС), мининдел Колумбии, Карлоса Трухильо за представленные доклады. Признательны представителям Всемирного банка, г-ну Буске, и Африканского банка развития, г-ну Бальдэ, за подробные выступления, послужившие хорошей основой для дискуссии.

Поднятый сегодня вопрос об обеспечении преемственности международного содействия при сокращении или закрытии миротворческих миссий ООН безусловно важен в целях недопущения рецидивов конфликтов в переходный период, когда итоговый успех коллективных усилий еще не гарантирован. Действительно, сохранить, а тем более преумножить результаты порой бывает гораздо сложнее, чем их достигнуть.

Для обеспечения устойчивого мира в странах, в которых сворачиваются операции по поддержанию мира (ОПМ), важно, чтобы стадия постконфликтного восстановления была должным образом подготовлена. В некоторых случаях миростроительную работу целесообразно запускать еще до сворачивания миротворческого присутствия. Иначе есть риск того, что снижение международного внимания к конкретной ситуации может быть расценено некоторыми игроками как сигнал к возобновлению деструктивных действий.

Сам по себе вопрос вывода миссий и передачи их остаточных функций другим структурам ООН важно «держать в уме» изначально и на всех стадиях «жизненного цикла» ОПМ. При этом необходимо также иметь целостную картину того, как будет выглядеть политическое урегулирование, содействие которому осуществляет миссия, поскольку построение и сохранение мира невозможно без национального примирения.

Поэтому при рассмотрении мандатов миссий, в том числе имеющих миростроительные задачи, необходимо в полной мере учитывать мнение принимающего государства.

Там, где это необходимо, Совет Безопасности ООН может поручить миссии содействовать принимающей стороне в решении миростроительных вопросов, таких как разоружение, демобилизация и реинтеграция, а также реформа сектора безопасности. При этом при оказании содействия государствам в области миростроительства и сохранения мира в системе ООН требуется как должная координации усилий, так и соответствующее разделение труда, не создающее «конфликта компетенций». Включение же в мандаты задач генерического характера – наблюдения за правами человека, сексуальной и гендерной проблематики, природоохранной деятельности, содействия развитию и других - вполне может оказаться неразумной тратой средств. Для их реализации существуют специализированные структуры ООН и международные механизмы.

Рассуждая о теоретической взаимосвязи прав человека, развития, мира и безопасности, необходимо осознавать, что само по себе развитие не может гарантировать мир, а мирная жизнь не обязательно гарантирует развитие. Поэтому важно не только учитывать взаимосвязь, но и четко понимать разницу в этих процессах, а также то, какой именно орган или структура ООН несет ответственность за продвижение каждого из этих направлений.

Г-н Председатель,

В представленной Вами концептуальной записке к сегодняшнему заседанию справедливо акцентируется ведущая роль самих государств в переходный период в соответствии с принципом «национальной ответственности». Действительно, именно принимающим правительствам принадлежит главенствующая ответственность в выработке и реализации миростроительных стратегий и программ при безусловном учете потребностей общества.

В данной связи важно, чтобы углубление сотрудничества между ООН, региональными и субрегиональными организациями, а также международными финансовыми институтами в области миростроительства сопровождалось укреплением их отношений с принимающими государствами. Взаимодействие с группами местного населения и неправительственными организациями при этом может носить вспомогательный характер при координирующей роли властей.

Важную роль в системе ООН при оказании миростроительного содействия государствам играет Комиссия по миростроительству (КМС), являясь одновременно межправительственным консультативным органом и площадкой, связующей широкий круг заинтересованных сторон.

Видим у КМС потенциал для повышения качества рекомендаций Совету Безопасности, которые могут предоставляться по запросу СБ в отношении находящихся на повестке обоих органов страновым сюжетов.

Убеждены, что ценность Комиссии в том, что она может транслировать Совету миростроительные приоритеты принимающей стороны. Это особенно актуально на завершающем, переходном этапе работы миротворческих операций и могло бы стать полезным дополнением к соответствующим докладам Генсекретаря ООН.

Именно добавленная стоимость и уместность рекомендаций КМС имеют решающее значение для их возможного учета в работе Совета Безопасности, Генеральной Ассамблеи и ЭКОСОС.

Следует также помнить, что члены СБ неизменно представлены и активно вовлечены в дискуссии в КМС, в рамках ее Оргкомитета и страновых конфигураций. Для улучшения качества взаимодействия Совета и Комиссии важно эффективно задействовать уже имеющиеся широкие возможности в соответствии с резолюциями СБ 1645 и 2282. Считаем, что их вполне достаточно.

Благодарю за внимание.