Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя В.А.Небензи на заседании СБ ООН по миротворческим операциям

Прежде всего, как и мои коллеги, хотел бы произнести слова соболезнования в связи с трагическими событиями на севере Буркина-Фасо - нападениями, которые понесли утрату жизней 29 человек.

Благодарим заместителя Генсекретаря ООН Жан-Пьера Лакруа за содержательный брифинг.

Миротворчество является флагманской деятельностью ООН в деле поддержания мира и безопасности уже на протяжении десятилетий, оказывая непосредственное влияние на жизни миллионов людей. На операции по поддержанию мира (ОПМ) возлагаются большие надежды, поскольку они призваны решать как неотложные проблемы, так и содействовать долгосрочному урегулированию.

Современные непростые условия работы миссий, изменение характера и специфики конфликтов, безусловно, диктуют необходимость адаптации миротворческих механизмов. Остро стоят и вопросы повышения эффективности миротворческой деятельности.

Ценим личные усилия Генсекретаря ООН Антониу Гутерреша, предпринимаемые им на этом направлении. Разделяем основной посыл его инициативы «Действия в поддержку миротворчества» о важности подлинного партнерства и совместных усилий членов международного сообщества в целях обеспечения успешного функционирования ОПМ. Это, в нашем понимании, подразумевает необходимость четкого и неукоснительного соблюдения всеми сторонами договоренностей и обязательств, достигнутых в межгосударственном формате.

В этой связи и с учетом сохраняющихся у государств расхождений в понимании «Декларации о совместных обязательствах», считаем важным шагом принятое Спецкомитетом ГА ООН по миротворческим операциям (С-34) решение в ходе предстоящей сессии Спецкомитета в 2020 г. на экспериментальной основе привести структуру его доклада в соответствие с основными тематическими элементами этого документа. Рассчитываем, что это позволит синхронизировать инициированные Секретариатом процессы на треке миротворчества с консенсусными решениями и рекомендациями государств-членов ООН.

Как бы в дальнейшем ни осуществлялось реформирование миротворческой деятельности в центре преобразовательных процессов должно быть безусловное уважение суверенитета принимающих государств, соблюдение Устава ООН и базовых принципов миротворчества: согласие сторон, беспристрастность и неприменение силы, кроме самообороны и защиты мандата.

Миротворцы при любых обстоятельствах должны соблюдать нейтралитет, иначе возникнут риски их вовлечения в конфликт. Это в свою очередь приведёт к дополнительным угрозам безопасности «голубых касок». То же самое относится к предложениям по проведению миротворцами силовых и превентивных операций. Исходим из того, что факт наличия действующих мандатов не создает прецедента.

Такие функции контингентов, как так называемые «Разведка в миротворчестве/сбор и анализ информации» могут применяться только в согласованных государствами рамках. Сбор данных должен осуществляться строго в соответствии с Уставом ООН, при соблюдении суверенитета принимающей стороны, сугубо законными методами и только для защиты гражданского населения и безопасности миротворцев. Особое значение имеют надежное хранение и безопасная обработка чувствительной информации.

Считаем важной задачей укре­пление трехстороннего сотрудничества между Сове­том Безопасности, странами-поставщиками контингентов (СПК) и Секретариатом с целью формирования духа партнерства, сотрудничества и взаимного доверия. В этой связи приветствуем участие крупнейших СПК в сегодняшнем заседании.

Убеждены в необходимости налаживания доверительного сотрудничества и с принимающими государствами, которые несут главную ответственность за защиту гражданского населения, устранение причин кризиса и постконфликтное восстановление. Во главу угла должно быть поставлено сотрудничество миссий и Секретариата с принимающим правительством, подменить которое ни гражданское общество, ни НПО не в состоянии.

Эффективное взаимодействие ООН с региональными и субрегиональными организациями на базе Главы VIII Устава ООН также имеет безусловную добавленную стоимость в совершенствовании ооновского миротворчества. Доказательством этому является плодотворное сотрудничество ООН с Афросоюзом. Видим хороший потенциал развития партнерских отношений ООН с ОДКБ и ШОС, которые наращивают свой политический авторитет и вносят вклад в укрепление региональной и международной безопасности.

Важность формулирования Советом Безопасности четких, ясных и реалистичных мандатов не подлежит сомнению. При этом главной задачей «голубых касок» остается создание условий для налаживания политического диалога и достижения национального примирения. В этой связи считаем целесообразным сокращать побочные и непрофильные для «голубых касок» задачи правочеловеческого, гуманитарного и социального характера, которые отвлекают от выполнения основных функций и требуют значительного финансирования. Это особенно актуально в условиях проводимой политики по экономической оптимизации миротворчества.

Эффективность миротворческой деятельности ООН в высокой степени зависит от соблюдения надлежащего «разделения труда» внутри организации при должной координации и взаимодополняемости усилий. Ключевая роль в определении общих подходов к миротворчеству, а также формулировании соответствующих указаний Секретариату принадлежит Спецкомитету ГА по миротворческим операциям. Логистические, бюджетные и кадровые вопросы должны обсуждаться в Пятом комитете. Совету Безопасности, в свою очередь, важно учитывать результаты этих дискуссий для принятия информированных решений при разработке индивидуальных мандатов миротворческих операций.