Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Постоянного представителя Российской Федерации А.М.Евстигнеевой в ходе заседания Комиссии по миростроительству ООН по докладу Генсекретаря ООН «Наша общая повестка дня»

Приветствуем Генсекретаря ООН Антонио Гутерреша и благодарим его за презентацию доклада о «Нашей общей повестке дня», а также за возможность детального обсуждения различных идей о направлениях работы Организации и международного сотрудничества.

Россия последовательно выступает за укрепление многосторонних начал и центральной роли ООН в международных отношениях. В этой связи мы поддерживаем Ваш призыв к солидарности и коллективным действиям. К сожалению, в последнее время наблюдаем нарастающую разобщенность в международном сообществе, что является серьезной угрозой для преодоления как традиционных, так и многих новых вызовов, касающихся в том числе вопросов здравоохранения, цифрового пространства, климата, социального расслоения.

Поскольку мы сейчас находимся на площадке Комиссии по миростроительству, я не буду комментировать подробно предложения в области изменения климата, разоружения или здравоохранения. Эти темы мы прокомментируем впоследствии. Хотели бы также сделать акцент на том, что что сильной стороной системы ООН является принцип «разделения труда» между ее основными органами, при котором каждый из них занимается своим делом, не вторгаясь в мандат друг друга, иначе такое смешение приведет лишь к дублированию работы и снижению общей эффективности всемирной Организации.

Создание Комиссии по миростроительству и Фонда миростроительства, которое произошло уже много лет назад, было как раз одной из первых попыток продвинуть вопросы урегулирования конфликтов в увязке с другими темами, в том числе с развитием и другими аспектами постконфликтного восстановления государств, проблемы в которых могут провоцировать возникновение кризисных ситуаций. Мы поддерживали и поддерживаем этот подход в деятельности Комиссии по миростроительству и Фонда.

И хотя потенциал Комиссии в решении этих задач во многом был реализован, очевидно, что это сделано не полностью. Во многих странах КМС и ФМС сыграли важнейшую роль, но в концептуальном плане видим, что ключевая роль Комиссии, как связующего звена между Советом Безопасности, Генеральной Ассамблеей и ЭКОСОС, по-прежнему вызывает вопросы. Об этом свидетельствуют, на наш взгляд, постоянные попытки вынести обсуждение этих вопросов на площадки других основных органов, прежде всего Совета Безопасности. Органы ООН, которые занимаются развитием и гуманитарной помощью, все больше обсуждают политические темы.

Г-н Генсекретарь,

Вы верно ставите акцент на том, что финансирование КМС и ФМС было недостаточным и недостаточно устойчивым. Однако эта проблема не нова и, к сожалению, до настоящего момента ее так и не удалось полностью решить. Мы считаем, что это очень важный разговор. Готовы вести его на основе Ваших предложений.

С учетом вышесказанного считаем, что требует дополнительного осмысления Ваше предложение расширения роли Комиссии в целях охвата более широких географических и тематических контекстов и рассмотрения сквозных вопросов, но главное, чтобы это не привело к еще большему распылению ресурсов, которых, как и Вы подтверждаете, очень мало.

И в итоге конкретные страны, с конкретными проблемами могут недополучить необходимые им средства.  Этот аспект будет очень важен с точки зрения принятия решений по финансированию и КМС, и ФМС.

Мы считаем, что нужно изучить опыт комиссии и посмотреть какой реальный вклад она сможет внести в эти дополнительные тематические контексты при условии, что они уже и так обсуждаются на всевозможных площадках ООН.

Хотели бы еще прокомментировать предложения по увеличению роли негосударственных субъектов в обсуждении вопросов на площадке ООН - так называемый «мультистейкхолдеровский» подход. Безусловно, мнения других заинтересованных сторон либо экспертов вносят полезный вклад в обсуждение, но важно учитывать, что субъектами международного права являются государства и именно они принимают решения и несут ответственность за их выполнение.

Многостороннее сотрудничество должно в первую очередь опираться на решения уставных органов ООН. В этой связи вопросы вызывает инициатива о создании «платформы чрезвычайного реагирования» для обсуждения неотложных глобальных проблем, к которой помимо государств будут привлекаться неправительственные структуры. Подобная идея не должна входить в противоречие с прерогативами Генассамблеи и Совета Безопасности ООН.

Рассчитываем, что дискуссия по докладу продолжится, в том числе по другим аспектам, затронутым в нем.

Благодарю за внимание.