Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Постоянного представителя Российской Федерации А.М.Евстигнеевой на ежегодном заседании Комиссии по миростроительству ООН

Признательны председателю Комиссии по миростроительству Усаме Абдельхалеку, председателю Генеральной Ассамблеи Абдалле Шахиду, заместителю Генсекретаря по политическим вопросам и вопросам миростроительства Розмари Дикарло, представителю Группы Всемирного банка Сукейне Кейн, представителю Группы Африканского банка развития Йеро Балдэ и представителю Группы развития частной инфраструктуры Филиппу Валаху за их выступления и оценки.

Миростроительство прочно закрепило за собой роль одного из ключевых инструментов эффективного преодоления последствий конфликтов, стабилизации постконфликтных ситуаций и недопущения возобновления разрушительных кризисов. В этой связи Комиссия по миростроительству (КМС) играет важную роль, являясь одновременно межправительственным консультативным органом по вопросам миростроительства, а также платформой, где ее члены могут ознакомиться с мнением широкого круга приглашенных участников по вопросам на ее повестке дня. В этом контексте, с одной стороны, мы понимаем, с чем связано предложение, обозначенное в докладе Генерального секретаря А.Гутерреша «Наша общая повестка», расширить роль Комиссии в целях охвата географических и тематических контекстов и рассмотрения таких сквозных вопросов, как безопасность, изменение климата, здравоохранение, гендерное равенство, развитие и права человека через призму миростроительства. С другой стороны, мы убеждены, что сильной стороной системы ООН является именно принцип «разделения труда» между ее основными органами, при котором каждый из них занимается своим делом, не вторгаясь в мандат друг друга, иначе такое смешение приведет лишь к дублированию работы и снижению общей эффективности всемирной Организации.

В то же время хотим обратить внимание на существование столь гибкого и оперативного финансового механизма как Фонд миростроительства (ФМС). Являясь механизмом экстренного финансового содействия по реализации проектов в области миростроительства, он может стать ключевым компонентом для обеспечения последовательности усилий в случае повышения координации и взаимодополняемости действий КМС и ФМС. Более тесное сотрудничество будет способствовать преодолению фрагментарности миростроительного содействия, обеспечит учет целей и задач сохранения мира, конкретизированных государствами-членами, и придаст деятельности самого Фонда прозрачный и действительно каталитический характер.

Г-н Председатель,

Процесс восстановления мира начинается еще до окончания боевых действий, поэтому целесообразным будет предусматривать средства на раннее миростроительство в бюджетах ОПМ, в мандаты которых включены такие задачи, как содействие укреплению госинститутов, реформирование сектора безопасности, реализация программ разоружения, демобилизации и реинтеграции. По мере сворачивания и в ходе преобразования миротворческих миссий во время переходного периода важно сохранить и эффективно использовать остающиеся после ликвидации ОПМ материально-технические средства, оборудование и объекты инфраструктуры, которые могут быть переданы в распоряжение структур системы ООН, занимающихся вопросами развития, или властей принимающей стороны. На более поздних этапах миростроительства повышается роль ооновских резидентов-координаторов, которые способствуют взаимодействию между агентствами Организации для оказания содействия государствам в удовлетворении их социально-экономических потребностей. При этом международные усилия на всех этапах должны выстраиваться вокруг приоритетов принимающей стороны и не предполагать навязывания ей непрошенной помощи или готовых рецептов.

Отдельно хотим отметить потенциал региональных организаций. Именно они, лучше зная ситуацию в зоне своей ответственности, способных внести свой уникальный вклад в плане поддержки национальных миростроительных усилий.

Благодарю за внимание.