Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Вершинина по представлению поправки к проекту «Пакта во имя будущего»

Г-н Председатель,

Когда почти два года назад принималась резолюция Генеральной Ассамблеи ООН A/RES/76/307, мы все недвусмысленно договорились о том, что итоговый документ нашего Саммита – «Пакт во имя будущего» – должен быть, цитирую, «заранее согласован на основе консенсуса в ходе межправительственных переговоров». 

К сожалению, эта задача не была реализована. Выносимый сегодня с нарушением процедуры для принятия текст не поддержал целый ряд делегаций. Строго говоря, нам нечего принимать сегодня и в этом нет вины нынешнего председателя Генассамблеи и его команды: они получили эту проблему в наследство от предшественников и честно пытались сделать всё, что возможно. Но у них не хватило времени.

Сегодня мы наверняка услышим много хвалебных слов в адрес Пакта, ООН и тех, кто отвечал за переговоры. Коллеги, хотим, чтобы вы поднимали, что всё это будет звучать лицемерно. Правда состоит в том, что межправительственных переговоров по Пакту, по сути, не было. Не было ни одного, ни одного заседания, где делегации собрались за одним столом и вели переговоры по тексту Проекта по разделам и параграфам. Координаторы подготовки текста с самого начала включали в него то, что им диктовали в основном западные страны. Спорные моменты накапливались и не решались с самого начала и до самого конца. Ни одна наша просьба сесть за стол переговоров и обсудить их удовлетворена не была. Это не то, что принято считать и называть многосторонностью, о которой многие так любят рассуждать. То, что произошло – огромное поражение для ООН, ведь принцип суверенного равенства государств, прописанный в Уставе, был цинично принесён в жертву одной группе стран, интересы которых тщательно оберегались все эти месяцы. А координаторы переговоров единолично решали, что и в каком виде должно войти в тот или иной документ – а что нет. Такого беспредела мы на площадке ООН не припоминаем.

Мы слышали от многих делегаций, не только вскрывших умолчание, но и поддержавших проект Пакта, что их многое в нем не устраивает. А как же принцип «никого не оставить позади», который так любит Генеральный секретарь? По сути, никто из членов ООН текстом не доволен. А ведь это документ о будущем. Разве может будущее выстраиваться на подобной основе? Разве это – предел того, что мы можем продемонстрировать будущим поколениям? 

Г-н Председатель, 

Оптимальным было бы не пытаться утвердить сегодня сырой и неконсенсусный текст, а принять решение о продолжении переговоров до тех пор, пока документ не приобретёт устраивающий всех без исключения характер. Именно прямых переговоров делегаций, а не манёвров координаторов. Это не станет ни для кого поражением, наоборот – это будет наша общая победа. Победа многосторонности и Устава ООН. Надеемся, что у Вас, г-н Председатель, хватит мужества предложить нам такое процедурное решение, его детали можно отшлифовать параллельно с ходом нашего саммита. 

Если же Вы решите двигаться дальше и будете продавливать неконсенсусный текст, то от имени группы государств – Республики Беларусь, Никарагуа и Российской Федерации, мы хотим внести поправку к проекту «Пакта во имя будущего» и его приложениям.

В основе нашей поправки – принцип невмешательства во внутренние дела из пункта 7 статьи 2 Устава ООН, которому обязана следовать ООН. Это один из фундаментальных принципов международного права, который так и не был отражен в Пакте. В поправке подчеркивается ключевая роль межправительственной природы принимаемых в ООН решений. Поправка акцентирует необходимость избегать дублирования усилий и максимизации эффективности использования ресурсов ООН. Все это особенно актуально в условиях текущего бюджетного кризиса в Организации.

Эта поправка – не игнорирование чаяний Глобального Юга, а, наоборот, стремление оградить их от будущего давления со стороны коллективного Запада, который, не выполняя предыдущих обязательств, например по ЦУР, стремится навязать новые. А сегодня, наверняка, спрячутся за спинами представителей Глобального Юга.

С учетом содержания нашей поправки и обстоятельств ее внесения мы рассчитываем на поддержку всех делегаций.

Те, кто нашу поправку поставят на голосование, по сути, стремятся подорвать межправительственную природу ООН и бросить вызов её Уставу.

Если предложенная нами поправка не пройдет в текст Пакта, то Россия дистанцируется от консенсуса по этому документу и по Глобальному цифровому договору, особенно в том, что касается положений о разоружении, вопроса участия неправительственных организаций в работе ООН и Управления верховного комиссара по правам человека.

В любом случае считаем необходимым подчеркнуть, что Пакт не является документом, автоматически создающим новые мандаты и обязательства для государств-членов. Это – просто декларация, причём очень размытая. Новые мандаты и обязательства могут появиться только по итогам межправительственных процессов, которые будут осуществляться принципиально иным способом, отличным от того, как была организована работа над Пактом и его приложениями. 

Благодарю за внимание.