Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление и.о. Постоянного представителя Д.А.Полянского на заседании СБ ООН по стратегическим коммуникациям в миротворчестве

Г-н Председатель,

Приветствуем Ваше личное участие, г-н Министр, в сегодняшнем мероприятии. Высоко ценим вклад Вашей страны в миротворческие усилия ООН. Признательны за вынесение на обсуждение Совета Безопасности такого важного вопроса как стратегические коммуникации в миротворчестве. Поддержали инициативу подготовки соответствующего документа. Ценим работу, проведенную делегацией Вашей страны. Присоединяемся также к заявлению Индонезии от лица Группы друзей безопасности миротворцев. 

Благодарим Генсекретаря и других докладчиков за их выступления.

Г-н Председатель,

«Голубые каски» выполняют свой благородный долг в крайне сложных и опасных условиях, ежедневно рискуя жизнью. Хотели бы воспользоваться возможностью и отдать должное всем миротворцам, которые достойно несут свою службу, а также выразить соболезнования государствам и семьям погибших на боевом посту.

Стратегические коммуникации призваны содействовать выполнению мандатов миротворческих миссий ООН и способствовать защищенности самих «голубых касок» от информационных вбросов и провокаций, повышению уровня доверия к их деятельности среди противоборствующих сторон и местного населения.

Безусловно, ключевой задачей является налаживание эффективной работы внутри самих миссий. Современные операции по подержанию мира (ОПМ) представляют собой комплексные, многопрофильные институты, задачи которых простираются от чисто военных, в некоторых случаях даже наступательных, до граничащих с замещением определенных государственных функций в области защиты прав человека и укрепления верховенства права, а также работы с детьми и молодежью. В некоторых случаях, когда миссия находится в стране годами, а иногда и десятилетиями, она встраивается во внутриполитический процесс, меняет суть государств. Хорошо это или плохо – вопрос риторический, вместе с тем здесь важно понимать, что в таких условиях невозможно представить себе ситуацию, в которой миссия остается неприкасаемой для критики. 

Уверены в том, что все эти функции, которыми Совет Безопасности наделяет операции, а им следует быть четкими и ясными, должны служить одной цели – достижению политического урегулирования, установлению мира и стабилизации принимающих стран. В решении этой задачи ключевую роль играет руководство миссий. 

Вторая, не менее, а может даже и более важная часть стратегической коммуникации - налаживание конструктивного взаимодействия с принимающей стороной, доверительных контактов прежде всего с правительством и местным населением. Миротворческая миссия не на словах, а на деле должна восприниматься как партнер в достижении общих с государством и его народом целей, как бескорыстная помощь в решении проблем наиболее уязвимых стран. Неприемлемо, чтобы миссия выполняла функцию некоего политического контроллера, смотрящего за суверенными правительствами, или привносила на новую почву сформулированные где-то за океаном императивы. Чрезвычайно важно, чтобы все компоненты операции действовали только в рамках мандата, слаженно, и не противоречили друг другу. Уверены, что рано или поздно нам придется оживить дискуссию о том, что именно означает непредвзятость, беспристрастность и объективность ООН в меняющихся условиях. И сделать так, чтобы под этим никак не могло подразумеваться бездействие. 

Третий вопрос, который мы хотели бы затронуть в рамках сегодняшней дискуссии — это операционализация шагов, направленных на улучшение стратегической коммуникации. На самом деле проблема критики в отношении миротворческих операций не нова. Мы видели это много лет назад и в Демократической республике Конго, и на Гаити, теперь в Южном Судане, ЦАР и Мали. Какие-то миссии справлялись с этими вызовами более успешно, разъясняя свой мандат, работая с местным населением посредством радио и телевидения, а также осуществляя различные местные проекты. Какие-то – нет. Но в большинстве случаев хорошо зарекомендовали себя «проекты с быстрой отдачей». Будучи не сильно затратными мероприятиями, они позволяли наладить контакты, принести практическую пользу уязвимым слоям населения. Такой подход высоко ценился на Гаити, где, кстати, активно продвигался делегацией Бразилии, и в ДР Конго. В наш век новых технологий, безусловно, огромную роль играют социальные сети и другие методы информационной работы с населением, но нельзя забывать, что дела говорят больше слов. Призываем Секретариат ООН, который будет готовить соответствующий доклад, уделить этому особое внимание. 

Г-н Председатель,

В подготовленной бразильской делегацией концептуальной записке и при согласовании заявления председателя большое внимание уделялось безопасности миротворцев. В этой связи хотели бы подчеркнуть, что для Российской Федерации этот вопрос являлся и является приоритетным. Недавно мы, как и многие другие страны, предоставляющие контингенты в ОПМ ООН, потеряли миротворца в МООНСДРК. Поэтому мы относимся к этой теме с особой серьезностью, призываем к ее комплексному, фундаментальному обсуждению.

Не секрет, и это подтверждают доклады Генсекретаря, в том числе для Спецкомитета Генассамблеи, что миротворцы преимущественно страдают от ассиметричных атак, действий вооруженных группировок, самодельных взрывных устройств, чрезмерной растянутости миротворческих сил, отсутствия необходимого оборудования и средств для эвакуации. В последнее время существенной проблемой для «голубых касок» стали пандемия коронавируса и природные катастрофы. Вот это – главные враги миротворцев, и эти проблемы необходимо решать в приоритетном порядке. 

Что же касается распространения ложной информации и дезинформации, то нет никаких сомнений в том, что это явление, к сожалению, набирает обороты по всему миру и заслуживает порицания. К сожалению, повсеместно основополагающие нормы и принципы обеспечения свободы выражения мнения и доступа к информации, защиты профессиональных прав журналистов подверглись беспрецедентной коррозии. Мы имеем дело с целенаправленной инфодемией, которая захватила ведущие мировые СМИ, обслуживающие интересы узкой группы стран. Имеет место цензура информационного пространства со стороны онлайн посредников, в первую очередь ИТ-гигантов, занимающих монопольные позиции в сфере соцсетей и видеохостингов. 

Важно, чтобы как в штаб-квартире ООН, так и в миссиях отдавали себе полный отчет в этих процессах. Ведь наиболее опасно, когда такая недостоверная информация используется для достижения военно-политических преимуществ на земле. Необходимы раннее выявление и предупреждение дезинформационных кампаний, минимизация и нейтрализация их последствий. Даже в этом Совете мы уже сталкивались с ситуацией, когда размытые фотографии из соцсетей и публикации СМИ выдавались за неопровержимые доказательства противоправных деяний. И сегодня мы не обошлись без политизированных пропагандистских заявлений со стороны отдельных коллег. Опасны попытки паразитировать на теме безопасности миротворцев для достижения узкополитических целей, которые не имеют ничего общего с защитой «голубых касок» для стабилизации стран в конфликте. 

Призываем ООН ни в коем случае не пренебрегать взаимодействием с правоохранительными органами принимающих государств, поскольку они по международному праву несут главную ответственность за безопасность миротворцев, а любые угрозы жизни и здоровью «голубых касок» и уж тем более какие-либо нападения на них должны расследоваться согласно национальному законодательству. 

Что же касается критических публикаций или даже демонстраций, то здесь, как мы и говорили ранее, не обойтись без кропотливого разъяснения мандата в целях формирования у населения реалистичных ожиданий. Ничто не сможет укрепить имидж миротворцев, как эффективное выполнение ими своего мандата, в том числе в плане защиты гражданских лиц.

Благодарю за внимание.