Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Комментарий для СМИ по итогам обсуждения расследования крушения рейса MH-17 в ходе видеоконференции членов СБ ООН

Российская Федерация полностью привержена резолюции СБ ООН 2166, ее букве и духу. Последовательно выступаем за полное, тщательное и независимое расследование всех обстоятельств трагедии и привлечение виновных к ответственности.

В марте Окружной суд Гааги начал слушания в отношении четверых человек – граждан России и Украины, которые, как считают голландские обвинители, были причастны к трагедии. В письме Совету Безопасности, направленном Постоянными представителями Нидерландов, Австралии, Бельгии, Малайзии и Украины 6 марта 2020 г., утверждается, среди прочего, что «действия Совместной следственной группы (ССГ) и прокуратуры Нидерландов предпринимаются во исполнение резолюции СБ ООН 2166».

В этой связи хотели бы подчеркнуть, что подобное заявление является вопиющей попыткой ввести международное сообщество в заблуждение. Происходящее в Гааге не имеет никакого отношения к полному, тщательному и независимому расследованию.

Уверены, для того чтобы быть действительно независимым, любое расследование должно учесть все факты, связанные с трагедией, заслушать показания всех свидетелей и экспертов, обработать все доказательства и данные.

Неоднократно указывали на низкое качество как технического, так и уголовного расследования, проведенного ССГ, на их неубедительный характер. Их основной недостаток в том, что оба расследования сконцентрировались на единственном заранее выбранном и заранее проработанном сценарии. Из всего доступного массива фактов и информации использовались лишь те фрагменты, которые соответствовали желаемому результату. Технические спецификации были перекроены, а так называемая «доказательная база» составлена из информации из сомнительных источников и соцсетей. Фото, аудио- и видеоматериалы содержат явные признаки редактуры и корректировки. Большинство из них были предоставлены Службой безопасности Украины – страны, которая явно заинтересована в одном конкретном итоге процесса. Действия украинских властей, в первую очередь их отказ закрыть воздушное пространство над регионами, в которых шли военные действия, даже не обсуждаются.

Говорится о неназванных свидетелях, чьи личности не установлены, кто утверждает, что якобы слышал или видел что-то, однако никто не в состоянии проверить эти заявления. Для тех из нас, да и для тех людей во всем мире, кто еще сохранил здравый смысл, такие «неназванные засекреченные свидетели» не более надежны, чем пробирка с белым порошком в руках Колина Пауэлла, пытающегося убедить Совет Безопасности в существовании у Ирака ОМУ.

Также важно не забывать о том, что ССГ действует исходя из конфиденциального соглашения пяти стран, которое не позволяет публиковать какую-либо информацию без согласия всех участников. Таким образом, у Украины фактически есть право вето и хорошая возможность «фильтровать» нежелательные для огласки материалы.

В попытке прикрыть явные пробелы в «свидетельствах», а также сомнительные утверждения и находки следователей, ССГ и ее единомышленники вернулись к привычным обвинениям России в отказе сотрудничать с расследованием. В переводе с языка ССГ на общечеловеческий это означает, что доказательства и данные, которые мы предоставляем, не вписываются в желаемый для них итог. Именно поэтому они были проигнорированы ССГ и не стали частью процесса.

Со своей стороны мы действовали  ответственно, выполняя все правовые требования нидерландских властей и оказывая все необходимое содействие международному расследованию, Совету по безопасности Нидерландов, прокуратуре и ССГ. Мы предоставили расследованию огромные массивы данных, существенных с точки зрения выявления реальных причин трагедии. Мы рассекретили технические характеристики военного оборудования и предоставили исходные необработанные данные с радаров.

Однако, по какой-то причине, в итогах расследования предоставленные нами технические характеристики были изменены, а наиболее ценная часть, исходные данные с радаров, вовсе опущены. «Алмаз-Антей» – производитель ЗРК «БУК», из которого, как утверждают в ССГ, был сбит самолет – провел серию испытаний, которые ставят под вопрос основополагающие аргументы расследования, однако итоги этих испытаний также не были учтены.

Россия готова к профессиональному деполитизированному взаимодействию всех заинтересованных сторон по всему спектру факторов, связанных с трагедией рейса MH-17. Однако диалог – не то же самое, что лекция, которую мы пока что выслушиваем от ССГ. Диалог – это процесс, в котором обе стороны прислушиваются друг к другу. Пока что, к сожалению, мы еще не дошли до этой стадии. А проходящее в Гааге политизированное и ангажированное правовое шоу только усложняет эту задачу и не приближает нас ни к истине, ни к реализации резолюции 2166.