Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление и.о. Постоянного представителя Д.А.Полянского на заседании СБ ООН по Ближнему Востоку

Г-н Министр, 

Благодарим Вас, Г-н Министр. Хотел бы также поблагодарить руководителя аппарата Генерального секретаря г-жу Марию Луизу Виотти за доклад по ситуации на Ближнем Востоке. Внимательно выслушали выступления коллег, среди которых, помимо Вас, господин Министр, хотелось бы выделить и поприветствовать Госсекретаря США Майка Помпео и Госсекретаря ФРГ Андреаса Микаелиса.

Ни для кого не секрет, что сегодня регион Ближнего Востока сталкивается с серьезными кризисами, носящими экзистенциональный характер для целого ряда государств. С тем, чтобы попытаться найти им решение, важно не только смотреть вперед, но и оглянуться назад, чтобы понять, какие ошибки были совершены, и постараться избежать их в дальнейшем.

На наш взгляд, наиболее существенный вывод, который мы должны сделать из опыта последних двух десятилетий, состоит в следующем.

Любые односторонние действия не приближают нас к решению застарелых и новых проблем региона. Особенно же губительной становится ситуация, когда одни государства-члены ООН пытаются поставить вне закона правительства других государств-членов. Вытекающая из этих действий политика расшатывания и смещения неугодных для тех или иных столиц режимов не только не способствовала решению многочисленных проблем региона, но создала новые, кровоточащие и крайне опасные проблемы. Нам, как и большинству наших партнеров, очевидно, что единственный выход из всего этого – сопряжение международных и региональных усилий с центральной ролью ООН и ее Совета Безопасности. Именно в этом зале важно подтвердить, что данный постулат должен стать отправной точкой всех соответствующих усилий и инициатив. 

Геополитический инжиниринг, вмешательство во внутренние дела, навязывание силовых решений вылились в развал целых государств, трагедии и гибель сотен тысяч жителей региона. Не будет преувеличением сказать, что в итоге многие страны стали заложниками конъюнктурных целей внешних игроков, вынуждены вести губительные для своих национальных интересов «войны по доверенности».

Г-н Помпео, мы очень внимательно слушали Ваше выступление, я даже попросил своих коллег разобрать его буквально по словам, потому что от Вашего выступления действительно очень многое зависит. И оказалось, что Вы использовали очень много слов, имеющих негативную коннотацию: «вызовы», «сдерживание», «конфликт», «режим», «ограничения», «противодействие», «угроза». Всего лишь один раз Вы употребили слово «сотрудничество», и то в контексте «коалиции против Ирана», и ни разу не употребили слово «диалог». С нашей точки зрения, именно эти два слова и эти два понятия лежат в центре любых дипломатических усилий.

Мы также обратили внимание, что Вы много и эмоционально говорили о Персидском заливе. Мы также крайне озабочены ситуацией в этом регионе. Разница лишь в том, что вы изначально сколачиваете коалицию против Ирана, выставляя эту страну главным и чуть ли не единственным источником проблем, своего рода «империей зла».

Между тем, наблюдаемая нами в последнее время напряженность в Персидском заливе, на наш взгляд, в значительной степени создается и нагнетается искусственно. На фоне продолжающегося обмена обвинениями наблюдается наращивание военного присутствия, в том числе и внерегиональными государствами, что создает риски вооруженного столкновения. Любой инцидент может привести к конфликту, который будет иметь разрушительные последствия. 

Мы настойчиво призываем все стороны проявить сдержанность, предпринять усилия по деэскалации и урегулированию проблем политико-дипломатическими методами. Это предполагает, прежде всего, отказ от ультиматумов, санкций и угроз. 

Понимая актуальность выработки устойчивого механизма коллективной безопасности в регионе на основе равноправного диалога, Россия выдвинула и представила, в том числе и на площадке ООН, концепцию коллективной безопасности в зоне Персидского залива. Она как раз направлена на разблокировку конфликтных ситуаций, разработку мер доверия и контроля. Исходим из того, что система безопасности в Персидском заливе должна носить инклюзивный, универсальный и всеобъемлющий характер. В нее на равноправной основе должны быть вовлечены все государства региона с созданием соответствующих организационных структур. Имеется в виду, что такая система станет прологом к построению общей посткризисной архитектуры региона Ближнего Востока. Исключать кого-либо недопустимо. Ведь сценарии сколачивания ситуативных, временных коалиций «по интересам», как показывает практика, приводят только к печальным последствиям.

К подобным однобоким инициативам относится и упомянутая сегодня Министерская конференция в Варшаве, прошедшая в феврале. Свое отношение к этому мероприятию мы неоднократно высказывали, причем публично, еще на этапе его подготовки. Мы отмечали, что решение по формату проведения данной конференции, ее повестки дня принимались поспешно, келейно, без проведения серьезных консультаций с ООН, ключевыми региональными и внерегиональными игроками, указывали на противоречие такого подхода декларировавшейся организаторами цели выработки коллективной стратегии на Ближнем Востоке. Прямо заявляли, что видим в этом очередную попытку навязать международному сообществу односторонние «рецепты», нацеленные на обслуживание узких геополитических интересов.

Итоги мероприятия полностью подтвердили эти оценки. Поэтому, честно признаться, не видим добавленной стоимости в работе в Варшавском формате. 

Что же касается российских предложений, то они могут и должны дополняться и конкретизироваться, являются своего рода приглашением к конструктивному диалогу о путях достижения долгосрочной стабилизации в зоне Персидского залива. Мы готовы к тесным контактам со всеми заинтересованными сторонами как по официальным каналам, так и по линии общественно-политических и экспертных кругов. Хотел бы, в частности, отметить, что в интересах активизации экспертного диалога по данной теме 18-19 сентября с.г. в Москве планируется проведение международного экспертного «круглого стола» на базе Института Востоковедения Российской академии наук.

Г-н Министр,

Мы всегда придерживались убеждения в том, что переговоры возможны в любой ситуации при условии, если стороны готовы их вести взаимоуважительно, на основе принципов международного права, дипломатической практики и приличий. Поэтому нас, как и подавляющее большинство государств региона, не может удовлетворить ситуация, когда призывы к Ирану сесть за стол переговоров перемежаются с прямыми провокациями и жесткими санкциями. С таким подходом ожидать отклика от иранской стороны вряд ли оправданно. Скажу прямо: мы не видим логики в том, что наши американские коллеги, нарушив резолюцию 2231 СБ, теперь призывают Иран начать переговоры без каких-либо предварительных условий. Нельзя оставлять «за скобками» то, что 80 процентов иранского товарооборота подпадают под незаконные односторонние американские санкции, которые к тому же еще и имеют экс-территориальный характер в расчете заставить всех подчиняться воле Вашингтона.

Здесь уместно также упомянуть, что таким образом США, не считаясь с нормами международного права, по сути, пытаются «наказать» те страны, которые добросовестно выполняют резолюцию 2231. 

Хотел бы заверить, тем не менее, что даже в этом непростом контексте мы будем продолжать убеждать и иранских, и американских коллег в том, что нужно отойти от этой опасной черты, начать регулировать противоречия через цивилизованный диалог, который предполагает прекращение политики ультиматумов, санкций и шантажа.

Г-н Министр,

Как и многие десятилетия назад, в центре проблем региона – ближневосточное урегулирование. Положение дел в ближневосточном мирном процессе остается неудовлетворительным. Не становится лучше ситуация на Западном берегу р. Иордан и в Восточном Иерусалиме, где Израиль продолжает поселенческую застройку и снос палестинских зданий. Данная активность не только незаконна с точки зрения международного права, но и представляет собой одно из наиболее серьезных препятствий на пути к установлению справедливого, прочного и всеобъемлющего мира на Ближнем Востоке. 

Одновременно с этим продолжаются настойчивые попытки одностороннего навязывания «альтернативных» схем урегулирования, подрывающих давно выработанные и признанные международным сообществом параметры решения палестинской проблемы. Намерение «замотать» задачу поиска прочного всеобъемлющего решения этого вопроса полагаем контрпродуктивным. В отсутствие обнадёживающих политических горизонтов никакие экономические суррогаты не могут создать необходимых условий для полноценной реализации национальных чаяний палестинского народа. Базовый принцип создания двух государств для двух народов остаётся краеугольным камнем, на котором может быть построен фундамент дальнейшего стабильного и мирного будущего палестинцев и израильтян. Призываем руководствоваться не чьими бы то ни было узкими интересами, а общепризнанной правовой базой ближневосточного урегулирования, включающей соответствующие резолюции СБ ООН, Мадридские принципы и Арабскую мирную инициативу. 

Со своей стороны настроены на координацию действий с палестинскими и израильскими партнерами, государствами региона БВСА и участниками ближневосточного «квартета» международных посредников.

Г-н Министр,

Наряду с палестинской проблемой ждут своего решения региональные кризисы, если так можно выразиться, «нового поколения». Контртеррористическая операция Воздушно-космических сил России в Сирии позволила продвинуться в борьбе с терроризмом. Ликвидация террористического очага в Сирии отвечает интересам не только стран Ближнего Востока и Северной Африки, но и Европы, поскольку понизит уровень исходящей теругрозы, сократит поток мигрантов. Хотел бы подчеркнуть – мы никогда и нигде не договаривались, что где-либо в Сирии могут оставаться и чувствовать себя комфортно террористы. Поэтому призываем к коллективным усилиям и отказу от двойных стандартов в деле борьбы с терроризмом. Скажу прямо: мы по-прежнему выступаем за широкий антитеррористический фронт. 

Продолжаем работу по налаживанию политурегулирования в Сирии, делаем это в координации с ООН, в рамках «Астанинского формата». Выступаем за объединение региональных усилий. Важно уже сейчас заниматься вопросами социально-экономического возрождения САР без предварительных условий, решением проблем беженцев и отказаться от практики их насильственного удержания в третьих странах.

В фокусе нашего общего внимания, безусловно, еще и ситуация в Ливии. Исходим из того, что помочь ливийцам выйти из кризиса можно только путем консолидации позиций международных игроков. Происходящее показывает, чем оборачиваются иностранные военные интервенции. В Ливии результатом этого стал тотальный демонтаж государственности. Призываем все ливийские стороны к сотрудничеству с ООН и отказу от реализации односторонней повестки, а внешних игроков – действовать по правилам игры.

В равной степени эти подходы востребованы и применительно к Йемену, где все стороны должны выступать под объединяющим началом ООН для возрождения государственности, борьбы с терроризмом и переходу к выстраиванию добрососедских отношений.

Г-н Министр,

В завершении хочу подчеркнуть, что не будет преувеличением сказать, что описанные мной тревожные тенденции завели ситуацию на Ближнем Востоке в тупик по всем направлениям. При этом дело усугубляется пропагандистской войной в духе худших времен Холодной войны. Число «фейковых» новостей, тиражируемых различными НПО, получающими финансирование в ряде западных столиц, просто зашкаливает. К сожалению, на основе этих ложных или крайне спорных данных по-прежнему принимаются односторонние решения, подрывающие не только усилия по урегулированию конфликтов, но и всю систему международных отношений. Под этими предлогами назначаются «враги», а эти угрозы, требующие наших коллективных усилий, игнорируются. С таким подходом мы далеко не уедем. Чем раньше наши западные партнеры поймут это, тем быстрее мы начнем все вместе, с опорой на чаяния народов региона, наконец решать его проблемы – застаревшие и новые. А пока хотел бы заверить, что мы готовы для этого к любым формам многостороннего или двустороннего сотрудничества и диалога при ведущей роли Совета Безопасности ООН, базируясь на позитивной повестке дня, без каких-либо двойных стандартов и скрытых целей и при безусловном уважении суверенитета ближневосточных государств, прав и устремлений их народов. 

Благодарю за внимание.