Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Постоянного представителя М.В.Заболоцкой на заседании Комитета по сношениям со страной пребывания

Г-н заместитель Генерального секретаря,

Г-н Председатель,

По предложению Комитета Генассамблея ООН приняла консенсусом четыре резолюции – 74/195, 75/146, 76/122 и 77/114, каждая из которых констатировала серьезную озабоченность ситуацией с ненадлежащим исполнением государством пребывания штаб-квартиры ООН своих международных обязательств.

Генеральному секретарю был выдан мандат «безотлагательно рассмотреть и принять любые соответствующие меры, предусмотренные разделом 21 Соглашения о Центральных учреждениях», если вопросы, поднятые в докладе Комитета, останутся нерешенными Вашингтоном по истечении разумного и ограниченного срока. 

Соответственно, нам необходимо ответить на вопрос, реализованы ли положения упомянутых резолюций и урегулированы ли конкретные проблемы?

1. Так, в параграфе 6 резолюции 77/114 Генеральная Ассамблея «самым настоятельным образом призывает страну пребывания отменить все оставшиеся ограничения на поездки персонала определенных представительств и сотрудников Секретариата, являющихся гражданами определенных стран». 

Что происходит в реальности?

В нарушение этого предписания ограничения на поездки были усилены. Из уведомительного порядок выезда был преобразован в разрешительный, более того, он был распространен на категорию дипломатов, к которым он ранее не применялся, в том числе на заместителей Постоянного представителя – лиц, осуществляющих представительские функции. 

Кроме того, за весь прошедший год ни один запрос на выезд за 25-мильную зону не был одобрен, даже когда речь шла о встрече для обсуждения повестки дня ООН. Таким образом, сотрудники Постоянного представительства, по сути, заключены в рамках 25-мильной зоны. 

При этом я хотела бы напомнить, что представитель страны пребывания на прошлом заседании заявил, что «государство пребывания оставляет за собой полное право ужесточать или отменять режим передвижения сотрудников миссии». 

Таким образом, мы видим, что США не только не выполняют Соглашение о Центральных учреждениях ООН и решения Генассамблеи, но прямо заявляют об отсутствии намерения это сделать в будущем.

2. Генеральная Ассамблея согласно параграфу 9 упомянутой резолюции «ожидает, что страна пребывания обеспечит своевременную выдачу въездных виз всем представителям государств-членов и сотрудникам Секретариата в соответствии с разделами 11 и 13 статьи IV Соглашения о Центральных учреждениях».

Что происходит в реальности?

На прошлом заседании Комитета мы подробно проинформировали его членов о масштабе проблем, с которыми сталкивается российское Постпредство в отношении невыдачи виз. Визы не только не выдаются по факту, как например, это имеет место в отношении российских сотрудников ООН – Олега Шаманова и Андрея Коваленко, но дело дошло и до официальных отказов лицам, направляющимся в качестве делегатов государства-члена на официальное мероприятие ООН. 

Вот, свежий пример. Государство пребывания в нарушение имеющихся обязательств не выдало визу главе российской делегации на Спецкомитет ГА ООН по разработке международной конвенции по противодействию использованию информационно-коммуникационных технологий в преступных целях, Директору Департамента международной информационной безопасности МИД России А.Р.Люкманову. И это при том, что он американским властям прекрасно известен: долгие годы работал в Вашингтоне, в том числе в качестве советника-посланника российского посольства. 

Проблемы системного характера по-прежнему имеются как с выдачей, так и с продлением виз российским представителям и членам их семей. Например, одна из сотрудниц Постпредства не получает возобновленную визу более года. То есть более года, человек не только не может выехать за пределы 25-мильной зоны, но и не может съездить домой. Как можно охарактеризовать такую ситуацию?

Г-н Председатель,

Продолжим читать резолюцию. В ее параграфе 3 содержится настоятельный призыв к стране пребывания «незамедлительно снять любые ограничения в отношении помещений Постоянного представительства, несовместимые с указанными привилегиями и иммунитетами, и в этой связи обеспечить соблюдение таких привилегий и иммунитетов, выражает озабоченность по поводу того, что эти вопросы остаются неурегулированными».

Как обстоит дело в реальности?

Как Постоянное представительство, о чьих помещениях идет речь, хотели бы проинформировать Комитет, что страна пребывания продолжает незаконно удерживать эти помещения, и Россия не может получить к ним доступ. Более того, американские власти регулярно отклоняют запросы на посещение собственности Постпредства для ее инспекции. Хотим заверить Комитет, что никакого двустороннего диалога по этой собственности также нет.

Таким образом, констатируем, что проблемы, обозначенные в резолюции, не разрешены.

Раздел 27 Соглашения о Центральных учреждениях гласит, что «это соглашение толкуется в свете его главной цели – дать возможность ООН в своих Центральных учреждениях в США, полностью и наилучшим образом выполнять свои обязанности и реализовывать свои цели». 

Если США отказывают в визе главе делегации на важное мероприятие ООН, ограничивают передвижение представителей государства, конфискуют собственность представительства и предпринимают дополнительные меры давления на представителей государств в Организации – это помогает ООН выполнять свои цели?

На прошлом заседании я рассказывала о том, что специальные службы США оказывают навязчивое внимание представителям России, приезжающим в ООН. Однако по его итогам эта практика была продолжена. Я предлагаю членам Комитета представить себе ситуацию, когда вы или члены вашей семьи идут за хлебом в ближайший магазин, где их встречает представитель ФБР. Как вы думаете, это нормальная ситуация? Отвечает ли она букве и духу Соглашения? 

США последовательно оказывают давление на Постпредство России и в целом препятствуют участию нашей страны в работе всемирной Организации. 

Хотели бы также проинформировать Комитет, что в адрес Генсекретаря ООН было направлено 16 писем по вопросу о невыполнении страной пребывания своих обязательств, в том числе от имени Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова, а также совместные обращения группы наиболее пострадавших государств. 

То, что речь идет о нарушении обязательств страны пребывания в отношении определенной группы государств, а другая группа государств, в том числе та, что время от времени выступает в этом Комитете со словами, что, на их взгляд, «проблемы не такие уж серьезные», говорит об отдельном виде нарушения – дискриминации в отношении представителей и представительств определенной группы государств.

В этой ситуации мы ждем выполнения обязательств по Соглашению о Центральных учреждениях от Генерального Секретаря ООН.

Начала свою работу 78-я сессия Генассамблеи. Резолюция ее 77-й сессии по докладу Комитета не выполнена. Спор между США и ООН по выполнению Соглашения о Центральных учреждениях ООН очевиден: четыре года переговоров Юрсоветника ООН с властями США не дали эффекта. Более того, не дало эффект и обращение Генсекретаря ООН к Госсекретарю США, о котором нам говорил Юрсоветник ООН на прошлом заседании. 

В этой ситуации Генсекретарь обязан задействовать арбитражную процедуру, прямо предусмотренную разделом 21 Соглашения, а мандат на ее запуск по упомянутому разделу ему давно выдан Генассамблеей. 

Благодарю за внимание.