Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Первого заместителя Постоянного представителя Д.А.Полянского по мотивам голосования по проекту резолюции СБ ООН о продлении особого инспекционного режима в открытом море у берегов Ливии

Г-н Председатель,

Российская Федерация воздержалась при голосовании по подготовленному Францией и Грецией проекту резолюции Совета Безопасности о продлении особого инспекционного режима в открытом море у берегов Ливии в целях укрепления эффективности оружейного эмбарго в отношении этой страны.

Мы придаем большое значение международным усилиям, направленным на обеспечение строгого соблюдения установленных Советом санкционных ограничений для Ливии. Одним из ключевых элементов этой конфигурации мог бы стать, среди прочего, особый инспекционный режим в открытом море у её берегов. При его создании в 2016 году мы вместе с другими членами Совета исходили из того, что данный механизм сможет превратиться в действенный инструмент в борьбе с незаконными поставками оружия в бывшую Джамахирию и, как следствие, содействовать деэскалации внутреннего конфликта.

Однако по прошествии времени мы вынуждены констатировать, что этих целей достичь не удалось. Практическое выполнение резолюции СБ 2292 Европейским союзом в рамках его военно-морской операции «Ирини» сложно назвать удовлетворительным. С момента начала её деятельности в марте 2020 года операция, несмотря на декларируемую активность, так и не продемонстрировала убедительных результатов в части эффективного пресечения поставок военной контрабанды в Ливию. За всё время не было зафиксировано ни одного случая, который можно было бы однозначно расценить как успешный перехват запрещённого груза.

Помимо отсутствия реальной отдачи от работы «Ирини», серьёзное беспокойство вызывают и используемые ею методы. Совершенно неприемлемо самоуправство Евросоюза в отношении определения районов патрулирования и объектов досмотра, а также многочисленные нарушения при проведении досмотров судов. Обращаем внимание на нетранспарентность действий операции, в т.ч. в части взаимодействия с санкционным Комитетом СБ 1970: отчёты предоставляются выборочно и зачастую не содержат необходимой информации.

Отдельную озабоченность вызывает практика произвольной трактовки «Ирини» характера инспектируемых ей грузов. Сугубо гражданские товары зачастую классифицируются как «потенциально военные» без достаточных на то оснований. В ряде случаев решение о дальнейшей судьбе изъятых вещей принималось в нарушение профильных решений Совета, включая попытки их коммерческой реализации или передачи третьим сторонам. Такие действия не только выходят за рамки утверждённого резолюцией СБ 2292 мандата, но и в целом подрывают доверие к механизмам, призванным обеспечивать соблюдение санкционных мер под эгидой ООН.

Г-н Председатель,

Тем временем в Ливии по-прежнему нестабильно. Ее территория до сих пор наводнена оружием, включая тяжёлое вооружение, что наглядно подтвердили недавние боестолкновения в Триполи. В ходе заседаний Совета по Ливии многие делегации регулярно подчёркивают необходимость повышения эффективности режима оружейного эмбарго. Мы разделяем эти призывы. Вместе с тем возникает закономерный вопрос – возможно ли добиться реального прогресса, если столь значимая задача фактически сосредоточена в руках одного регионального игрока, который не только не обеспечивает ощутимых результатов, но и регулярно становится фигурантом разного рода скандальных инцидентов? Сами ливийцы на этом фоне не скрывают недовольства «Ирини» и сомнений в целесообразности продолжения ее функционирования.

Убеждены, что эффективное исполнение международных рестрикций в отношении Ливии возможно лишь при строгом следовании всеми вовлеченными игроками букве и духу профильных санкционных резолюций, уважении к международному праву, обеспечении прозрачности и подотчётности своих усилий. На данном этапе операция «Ирини» этим критериям однозначно не соответствует.

Благодарю за внимание.

Видео выступления