Выступление Постоянного представителя В.А.Небензи на заседании СБ ООН по Ливии
Г-н Председатель,
Признательны замгенсекретаря ООН по политвопросам и миростроительству Розмари Дикарло за доклад.
Приветствуем назначение Ханны Тетте на должность Спецпредставителя Генсекретаря по Ливии и главы Миссии ООН по поддержке в Ливии (МООНПЛ). Длительное функционирование Миссии в отсутствие наделенного мандатом СБ руководителя уже начало негативно сказываться на всем процессе ливийского урегулирования. Ситуацию, к сожалению, усугубили сомнительные методы работы временного руководства МООНПЛ, о которых мы открыто говорили в этом зале, а также продвижение непроработанных и не согласованных с самими ливийцами инициатив.
К числу таких неоднозначных предложений можно отнести и недавно созданную под эгидой МООНПЛ без каких-либо консультаций с членами СБ т.н. «Консультативную комиссию», чьей задачей является подготовка рекомендаций по оживлению политпроцесса в Ливии. Как мы все прекрасно помним, предыдущий опыт создания подобных форматов далеко не всегда был удачным ввиду их недостаточной инклюзивности и сомнений самих ливийцев в их неангажированности. Исходим из того, что данная структура несет сугубо техническую функцию, а ее наработки будут в обязательном порядке согласованы с ключевыми ливийскими игроками перед тем, как их доведут до членов СБ. В противном случае мы опять столкнемся с попыткой навязать ливийцам то, что для них неприемлемо в силу исторических, политических и этноконфессиональных причин, которые необходимо самым внимательным образом учитывать.
Новому Спецпредставителю предстоит непростая задача по выправлению этих перекосов и ревитализации посреднических усилий ООН в Ливии в интересах ливийского народа. Рассчитываем, что в своей работе Х.Тетте будет четко следовать согласованному СБ мандату. Ожидаем от Спецпредставителя беспристрастного подхода, трезвой оценки политического климата в стране и чуткости к чаяниям ее жителей.
Недопустимо также продвижение под видом урегулирования повестки тех или иных групп государств, поощрение каких-либо неинклюзивных форматов внешнего сопровождения ливийского политпроцесса. Важно ценить единство СБ ООН по ливийскому сюжету и делать все для того, чтобы оно сохранялось.
Доверенное лицо Генсекретаря по Ливии должно честно выполнять посреднические функции в работе с ливийскими сторонами. Выдвигаемые Спецпредставителем предложения по урегулированию должны быть реалистичными и опираться на широкий внутриливийский консенсус. Не следует также пренебрегать взаимодействием с влиятельными персоналиями и институтами в стране, которые могут сыграть роль в вопросах восстановления доверия и преодоления раскола. При этом следует помнить, что МООНПЛ – это в первую очередь орган содействия, а не «внешний управляющий». Центральная роль в согласовании параметров политпроцесса должна принадлежать самим ливийцам без навязывания им «готовых рецептов».
В нынешних условиях посреднические усилия ООН должны быть сосредоточены на главной задаче – перезапуске общенационального диалога и обеспечении условий для организации общенациональных выборов на инклюзивной основе с участием всех влиятельных политсил страны, включая представителей бывшей власти. К сожалению, до настоящего времени данные попытки не принесли результатов. В этих целях полезно использовать уже имеющиеся наработки, включая итоги взаимодействия на межпарламентском треке. Не стоит также отбрасывать посреднические инициативы региональных организаций и отдельных стран, которые служат общей с ООН цели. Видим высокий потенциал в усилиях по продвижению процесса национального примирения по линии Афросоюза.
Искренне надеемся, что при учете обозначенных выше моментов г-же Тетте удастся вывести ливийский политпроцесс из тупика, и желаем ей удачи в будущей работе. Россия как постоянный член Совета Безопасности ООН готова оказывать ей в этой связи любое необходимое содействие.
Г-н Председатель,
Внимательно следим за развитием ситуации в Ливии, которая с момента натовской агрессии в 2011 г. никак не может преодолеть глубокий системный кризис государственности. В текущем месяце исполняется 14 лет с момента, когда в результате грубого западного вмешательства была практически уничтожена ливийская государственность и произошел фактический раскол страны, который продолжается до сих пор. Риски распада страны, к сожалению, присутствуют до сих пор, в стране сохраняется немало вооруженных группировок. В январе их боестолкновения с применением тяжелого оружия наблюдались в непосредственной близости от пригородов ливийской столицы. В этой связи можем только приветствовать усилия, направленные на содействие созданию объединенных ливийских вооруженных сил. Однако все подобные проекты должны иметь артикулированную поддержку вовлеченных ливийских сторон, быть подлинно инклюзивными и прозрачными. Пока до этого, к сожалению, далеко.
Мы также серьезно обеспокоены углублением финансово-экономического кризиса в Ливии. На фоне сокращения доходов от экспорта энергоносителей растет инфляция, наблюдаются перебои с выплатами зарплат, падает уровень жизни населения. Сохраняется угроза продовольственной безопасности. Отмечаем усилия ливийских игроков по выправлению ситуации. Считаем контрпродуктивным навязывание им готовых схем в вопросах бюджетной и экономической политики. Подобная «опека» воспринимается ливийцами как вмешательство в суверенные дела страны. Вместо этого внешним игрокам следует сосредоточиться на поддержании целостности «замороженных» ливийских активов и защите их от посягательств извне. Здесь тоже, к сожалению, не все проходит гладко, на что ливийцы нам регулярно указывают.
Г-н Председатель,
Убеждены, что добиться решительного прогресса в деле нормализации в Ливии можно только совместными усилиями всех заинтересованных ливийских сторон, влиятельных мировых и региональных игроков. Рассчитываем, что МООНПЛ при новом руководстве, наконец, сможет выполнить свой мандат и станет эффективным инструментом координации международных посреднических усилий в этой стране.
Благодарю за внимание.