Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Первого заместителя Министра труда и социальной защиты Российской Федерации А.В. Вовченко в рамках общей дискуссии 59-й сессии Комиссии социального развития ООН

Г-жа Председатель,

Уважаемые коллеги, 

Сфера социально-трудовых отношений в эру цифровых технологий претерпевает существенные изменения. И распространение новой коронавирусной инфекции COVID-19 усилило эти тенденции. 

Государствам по всему миру, в том числе и Российской Федерации, потребовалось оперативно переводить взаимодействие с гражданами в электронный формат, задействовать все мощности государственных информационных систем, чтобы своевременно, адресно и в полном объеме доводить поддержку до граждан. 

Одним из ключевых изменений, связанных с цифровой трансформацией, стало массовое распространение удаленной занятости. 

В нашей стране количество работающих из дома в период распространения коронавирусной инфекции увеличилось почти в 100 раз. Сейчас, по мере снятия этих ограничительных мер, этот показатель несколько снизился. Тем не менее, количество граждан, которые работают на дому достаточно велико и составляет порядка 6% от числа трудоустроенных граждан.

С учетом наработанной в период пандемии практики мы совместно с депутатами, экспертами и социальными партнерами разработали законодательные нормы, регулирующие вопросы удаленной занятости. Эти поправки в Трудовой кодекс позволили уравнять в правах удаленных работников и тех, кто работает в офисе. С 1 января 2021 года эти изменения вступили в силу.

Для участников рынка труда цифровизация предоставляет как новые рабочие места в связи с развитием новых отраслей, так и новые возможности трудоустройства. 

Современные технологии позволяют искать рабочее место за пределами региона проживания, помогают в самореализации тем, кто ограничен в передвижении по состоянию здоровья или в связи с необходимостью ухаживать за близкими. 

Мы понимаем, что распространение дистанционной занятости не только требует изменений трудового законодательства в части защиты прав работников, но и предъявляет более высокие требования к квалификации трудящихся. Поэтому особое внимание в программах содействия занятости уделяется вопросам обучения, повышения квалификации оставшихся без работы граждан и адаптации к рынку труда молодых специалистов.

Для рынка труда цифровизация открывает широкие возможности с точки зрения модернизации инспекций труда, служб занятости, для которых переход на цифровые технологии позволяет ускорить работу, повышает ее эффективность, снижает возможности для злоупотреблений. 

Для того, чтобы удаленная занятость получила еще более широкое распространение, мы развиваем электронный кадровый документооборот. Так, в 2021 году мы планируем предоставить возможность вести кадровый документооборот без дублирования 
на бумаге всем участникам рынка труда.

Внедрение юридически надежного электронного кадрового документооборота существенно повысит оперативность оформления трудовых отношений, снизит расходы работодателей на ведение и хранение документов на бумажных носителях, а также гарантирует сохранность и неизменность таких документов. Также это освободит граждан от обязанности предоставлять сведения о трудовой деятельности при обращении за государственными и муниципальными услугами.

В условиях угрозы распространения новой коронавирусной инфекции наиболее уязвимы оказались те, кому и в обычное время требуются особые поддержка и внимание. Это семьи с детьми, пожилые граждане и, конечно, граждане с ограниченными возможностями здоровья и семьи, в которых растут дети с инвалидностью. 

Так, Правительством Российской Федерации принят ряд незамедлительных мер в части предоставления гражданам социальной поддержки без личного посещения органов и организаций, предоставляющих их. Таким образом, предоставление государственных услуг и мер государственной поддержки в значительной мере было переведено в онлайн-формат.

Сейчас решаются задачи, которые позволят цифровым технологиям помогать в управлении рынком труда. 

Мы рассчитываем на то, что результатом этой работы станет повышение устойчивости и инклюзивности рынка труда. 

При этом Российская Федерация придерживается принципа, при котором регулирование развития новых технологий в целом, и искусственного интеллекта в частности, как на уровне отдельных стран, так и на международном (в том числе региональном) уровне должно быть «мягким» и не сдерживать научно-технический прогресс.

Г-жа Председатель,

В заключение хотел бы высказать убежденность в том, что ключевая роль в системе ООН по выработке согласованных действий на межправительственном уровне в отношении молодежи, пожилых, инвалидов, а также укрепления института семьи 
по-прежнему должна оставаться за Комиссией социального развития.

Благодарю за внимание.