Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление представителя Российской Федерации В.Е.Кардаш на заседании Второго комитета 78-й сессии ГА ООН по темам «Вопросы макроэкономической политики» и «Последующая деятельность по итогам международных конференций по финансированию развития и осуществление их решений»

Г-н Председатель, 

На современном этапе мир сталкивается с чередой проблем макроэкономического характера на фоне неспособности международной экономической системы, включая ее финансовую составляющую, справляться со всеми нынешними вызовами. Их решение усугубляет снижающееся желание проявлять солидарность, взаимное уважение, отсутствие справедливого и равноправного подхода.

Существующие многосторонние механизмы сотрудничества, например, по налоговым вопросам, в том числе в рамках ОЭСР, нельзя назвать инклюзивными и эффективными. Убеждены, что именно ООН должна начать играть ведущую роль в формировании глобальной налоговой архитектуры, обеспечивая равноправное участие всех государств в выработке решений. Создание эффективных и справедливых налоговых механизмов на базе Всемирной организации способствовало бы реализации Повестки-2030.  Свои предложения по реформированию международной налоговой архитектуры мы направили в Секретариат. Надеемся принять активное участие в предстоящем обсуждении доклада Генерального секретаря.

Считаем также, что нынешняя глобальная финансовая архитектура обслуживает интересы только узкой группы западных стран и не соответствует требованиям многополярного мироустройства. Очевидна необходимость реформы Бреттон-Вудских учреждений с целью повышения представленности развивающихся стран в их капитале и органах управления. В частности, важно завершить 16-й Общий пересмотр квот Международного валютного фонда. Одновременно странам, которые хотят проводить самостоятельную внешнюю и внутреннюю политику, необходимо укреплять финансово-экономический суверенитет, сокращая зависимость от доллара и евро, а также от контролируемых Западом платежных систем.

С сожалением отмечаем и в части торговли курс отдельных стран на применение нелегитимных ограничений под ширмой «зеленой и климатической повестки», исключение стран из участия в цепочках добавленной стоимости, провоцирование фрагментации многосторонней торговой системы и дестабилизацию торговых и инвестиционных потоков. Торговля, являющаяся двигателем развития, должна не только основываться на честной и разумной конкуренции, но и учитывать уязвимость развивающихся стран.

Отдельного внимания заслуживают нелегитимные односторонние торговые ограничения, применяемые коллективным Западом против России и ряда других государств. Об их негативном влиянии на большинство экономик мира говорится в докладе Всемирной торговой организации о мировой торговле за 2023 год.

По подсчетам ВТО, в настоящее время порядка 12% мировой торговли затронуты торговыми ограничениями, введенными по политическим соображениям. В этой связи хотели бы обратить внимание на то, что санкции бьют не только по экономике самих санкционеров, но и по экономике третьих стран, становящихся заложниками такой агрессивной и неправомерной с точки зрения международных правил торговой политики.

Признание пагубности антироссийских санкционных мер для мировой экономики, тем более от такой влиятельной организации, как ВТО, дает надежду, что в какой-то момент политизация уступит место рациональности в решении торговых вопросов. Ожидаем такого же объективного анализа от Секретариата ООН и ЮНКТАД, в частности.

В заключении хотели бы добавить по пункту 17, что заинтересованы в дальнейшем обсуждении методологии измерения прогресса в достижении устойчивого развития «за рамками ВВП» в интересах всех уязвимых групп стран.

Благодарю за внимание.