Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Первого заместителя Постоянного представителя Д.А.Полянского на заседании СБ ООН по пункту повестки дня «Нераспространение»

Уважаемый г-н Председатель,

Хотел бы поблагодарить заместителя Генсекретаря ООН Розмари Дикарло, главу делегации ЕС Олофа Скуга и координатора «формата 2231» Постоянного представителя Ирландии г-жу Джералдин Бирн Нейсон за их брифинги.

Приветствуем также участие в сегодняшнем заседании наших иранских коллег. 

Позитивно оцениваем принятие доклада координатора «формата 2231» и усилия ирландской стороны по его согласованию. Коллеги проявили по-настоящему профессиональный, нацеленный на результат подход. У нас сохраняется ряд замечаний в отношении этого документа, но с учетом важности сохранения единства членов СБ ООН по этому сюжету мы приняли решение поддержать консенсус. 

Г-н Председатель,

В центре международного внимания сейчас переговорный процесс в Вене. Перед нашими коллегами там стоит непростая задача по возвращению реализации СВПД в изначально согласованные рамки. Нам нужно им помочь. Сделать это можно единственным способом: проявляя стратегическую выдержку и не «накаляя атмосферу». Это касается как всех участников СВПД, так и членов СБ ООН, а также соседей Ирана в регионе. В контексте резолюции 2231 сейчас крайне востребована профессиональная дипломатия. Мы должны дать ей возможность поработать. Ее успех в наших всеобщих интересах.

На этом фоне, честно признаться,  несколько обескураживает, что ряд наших западных коллег сегодня ринулся комментировать не только переговорный процесс, но и переговорную позицию Ирана. Как мы понимаем, она сейчас вырабатывается и находится в динамике, поэтому какие-либо далеко идущие выводы, да еще и с нью-йоркской трибуны, – абсолютно неуместны.

Надо отдавать себе отчет, что переговоры в Вене – объективно не быстрый и не простой процесс. В России на этот счет есть поговорка: «Ломать – не строить». В роли разрушителя, как многие уже сегодня говорили, выступили США, которые в 2018 г. вышли из СВПД. и «наломали много дров» в плане подрыва «сделки», в том числе мешая другим участникам ее соблюдать. Восстанавливать же теперь приходится «всем миром». 

Потом мы все с Вами ждали почти полгода пока администрация Байдена определится наконец со своей линией в отношении СВПД. Этот момент сейчас часто оставляют «за скобками», но он также в значительной степени способствовал тому, что возврат к СВПД сегодня идет так тяжело. Поэтому давайте будем объективны и не будем забывать, что первопричина всех нынешних проблем именно в линии США, а не в Иране. Теперь наши американские коллеги говорят о готовности вернуться к выполнению СВПД. Но пока это слова. Их нужно подтвердить делами. 

Вызывает сожаление, что, несмотря на столь непростой контекст венских переговоров, американская сторона продолжает политику «максимального давления на Иран». Иранская сторона в порядке ответной реакции не прекращает заморозку своих отдельных обязательств по СВПД. Разорвать этот порочный круг пока не удается. Исходим из того, что подвижки в плане возвращения США к полному выполнению «сделки» создадут условия для возможной «встречной» разморозки Ираном выполнения отдельных поставленных на паузу обязательств в ее рамках. Повторюсь: шаги Ирана – это реакция на деструктивную линию США, причемвведенная со значительной отсрочкой, а не самостоятельное отступление Тегерана от своих обязательств. Именно в этом контексте следует рассматривать отчетность Гендиректора МАГАТЭ, а не пытаться представить ее, как это делают наши западные коллеги, как свидетельство злонамеренной линии Тегерана. 

Г-н Председатель,

Считаем опасными и безответственными заявления о том, что СВПД якобы устарел, что его надо «обновить», расширить и т.д. «Сделка» содержит тщательно выверенный баланс интересов и должна осуществляться в том виде, в котором она была одобрена СБ ООН в 2015 г., без изъятий и дополнений. Также не можем согласиться с некоторыми мнениями о том, что она якобы утрачивает актуальность в связи с тем, что венский процесс идет «недостаточно быстро». Альтернативы СВПД на данный момент не существует. Благодаря предусмотренному ей механизму плотной верификации Иран сейчас – самое проверяемое государство в мире. Не менее важно, что в политическом смысле СВПД стал символом способности договориться, несмотря на серьезные различия в подходах, по комплексу сложных и чувствительных вопросов. «Сделка» сама по себе – это в прямом смысле крупнейшая мера укрепления доверия в регионе и в глобальном масштабе. Без нее не будет никакого доверия. Те, кто допускает мысль о «мире без СВПД», должны четко осознавать, что это будет совершенно другой, куда более непредсказуемый и опасный мир.

Поддержка Генсекретарем ООН переговорного процесса в Вене имеет принципиальное значение. Обратили внимание, что эта мысль отражена в его текущем докладе. Также считаем важным сигналом вывод руководства ООН о том, что вопросы, не имеющие отношения к СВПД, следует решать вне рамок усилий по восстановлению «сделки». Присоединяемся к словам признательности в адрес МАГАТЭ. Разделяем призыв Генсекретаря к государствам-членам наращивать торгово-экономическое сотрудничество с Ираном, в том числе с использованием механизма INSTEX. 

К сожалению, ряд наших традиционных претензий к полугодовой отчетности Генсекретаря ООН по выполнению резолюции 2231 по-прежнему не учтен. Как и в прошлые разы, в ней недостаточно выпукло отражены первопричины текущей ситуации вокруг СВПД. Нежелание руководства ООН назвать вещи своими именами выглядит как молчаливое согласие со сложившимся положением. Но нарушения американской стороной резолюции СБ ООН 2231, включая СВПД, не могут считаться нормой и должны быть исправлены. 

Не разделяем подход авторов доклада, уравнивающий отмену незаконных односторонних санкций США и введение изъятий из них. Тем самым легитимизируется практика односторонних рестрикций, противоречащая резолюции СБ ООН 2231 и букве и духу Устава ООН. 

Г-н Председатель, 

У нас по-прежнему серьезную озабоченность вызывает нелегитимная практика Секретариата ООН по проведению «расследований» в рамках резолюции 2231 при полном отсутствии полномочий на этот счет и профильной экспертизы. Мандат Секретариата ООН имеет чисто административно-технический характер, что зафиксировано в записке Председателя СБ ООН S/2016/44 от 16 января 2016 г. «Ячейка 2231» не является санкционным комитетом, никаких прав собирать и анализировать информацию, тем более проводить «расследования», у нее нет, равно как и полномочий направлять какие-либо запросы государствам-членам о предоставлении информации, в частности упомянутые в пунктах 9 и 11 доклада Генсекретаря. Исходим из того, что никакого развития перечисленные в нынешнем докладе выкладки, связанные с этими нелегитимными «расследованиями», в следующем докладе Генсекретаря не получат.

Г-н Председатель,

Уважаемые коллеги,

В завершение я бы снова хотел вернуться к Вене. Самое главное – сейчас там идет нормальный дипломатический процесс. Мы все здесь с вами профессионалы, дипломаты. Все хорошо знаем, что согласование одной-единственной формулировки может занять несколько дней, не говоря уже о комплексных, многоуровневых договоренностях. И это абсолютно нормально. Не надо пытаться «подстегнуть» этот процесс, как-то надавить на ее участников «извне». Уверен, что если они будут проявлять прагматичный и конструктивный подход, нацеленный на поиск баланса интересов, устраивающие всех «развязки» будут найдены. 

Благодарю за внимание.