Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя В. А. Небензи на заседании СБ ООН по пункту повестки дня «Нераспространение»

Уважаемый г-н Председатель,

Хотел бы поблагодарить заместителя Генсекретаря ООН Розмари Дикарло, главу делегации ЕС Олофа Скуга и координатора «формата 2231» Постоянного представителя Ирландии
г-жу Джералдин Бирн Нейсон за их брифинги.

Сегодняшнее заседание происходит в принципиально иной обстановке, чем полгода назад. Позади остались нелегитимные попытки США восстановить действие ооновских санкций против Ирана и ввести против него через СБ ООН режим беспрецедентно жесткого «оружейного эмбарго». Совет практически единодушно эти деструктивные заходы отверг. В начале этого года наши американские коллеги официально отозвали свои нелегитимные претензии на запуск «снэпбэка». Так что под этим сюжетом подведена финальная черта.

В Вене полным ходом идет дипломатический процесс по восстановлению полноценного функционирования СВПД. Уже просматриваются контуры будущих договоренностей. Есть общее понимание, как двигаться к намеченным целям.

Нынешний доклад Генсекретаря ООН – еще один сигнал, что общая динамика по сравнению с прошлым годом выравнивается. Он подтверждает, что режим, заложенный резолюцией 2231, продолжает действовать. Никаких экстраординарных происшествий, которые могли бы на это повлиять, в нем не зафиксировано. Хочу отдельно отметить в этой связи вывод Генсекретаря (в п. 7) о том, что в отчетный период не было выявлено нарушений в плане поставок в ИРИ связанной с ядерной деятельностью номенклатуры в нарушение п.2 приложения «В» резолюции 2231, а также что Генсекретарь не получал никакой официальной информации в отношении поставок в нарушение п.4 приложения «В» резолюции 2231, в том числе в плане поставок из ИРИ, связанных с баллистическими ракетами (п.9 доклада). Хочу подчеркнуть, это выводы Генсекретаря, а не России.

Мы подробно разъяснили в нашем письме, подготовленном в связи с утверждениями ряда государств, что обвинения со стороны наших западных коллег по поводу баллистической программы Ирана лишены каких-либо оснований. Это всего лишь домыслы в стиле «highly likely». Ни одного конкретного факта они не привели. Это подтверждает и Генсекретарь. Вдвойне странно и неуместно было услышать сегодня обвинения в нарушении ракетных положений резолюции 2231 из уст представителя США, которые сами пока продолжают нарушать это резолюцию.

Доклад координатора «формата 2231» также в целом сбалансированный. За это надо отдать должное усилиям ирландского координатора, посла Нейсон и ее команды. У нас были отдельные замечания к этому документу, однако мы, проявляя конструктивный настрой и ставя во главу угла единство «формата 2231», решили поддержать формирующийся вокруг него консенсус.

Безусловно, любой процесс стабилизации требует времени и не может быть «легкой прогулкой». Было бы наивным ожидать, что те завалы, которые оставил за собой односторонний выход США из СВПД и их последующие шаги по разрушению «сделки», можно будет каким-то магическим образом «разгрести» за несколько дней или недель. Нам всем надо быть реалистами. Восстановление нормальной работы СВПД требует терпения, выдержки и политической воли всех участников.

Мы уже много лет, апеллируя к здравому смыслу наших партнеров, пытаемся донести простую логику – если задача договориться, то не надо демонизировать Иран и делать из него источник всех бед.

Иран – равноправный партнер, со своими интересами, озабоченностями и восприятием рисков в области национальной безопасности. На все это он как суверенное государство имеет полное право. В международных отношениях страны не обязаны друг другу нравиться. Но обязаны обращаться друг с другом с уважением. Как мы все помним, par in parem non habet imperium. Если этот принцип будет соблюдаться в отношениях с Ираном, процесс урегулирования пойдет гораздо легче.

Я напомню, целью СВПД было именно признание того, что иранская ядерная программа не отличается от аналогичных программ любого другого участника ДНЯО, не обладающего ядерным оружием. Ту же цель – поэтапно восстановить обычный режим взаимодействия с Ираном, как и с любой другим государством-членом ООН, – преследовали и другие положения «сделки», в том числе ныне истекший особый порядок поставок обычных вооружений в ИРИ и из нее. Важно, что призыв к государствам-членам активизировать нормальное торговое сотрудничество с Ираном, в том числе с использованием механизмов INSTEX и канала поставок Совместной комиссии СВПД¸ звучит и в нынешнем докладе Генсекретаря.

Но мы слышим от некоторых коллег обратный по смыслу призыв: продлить действие ограничений на ядерную деятельность Ирана, сохранить нарушающие резолюцию 2231 односторонние санкции на поставку обычных вооружений, а то и завуалированные намеки, что СВПД надо «пересмотреть» или как-то «расширить» за счет аспектов региональной безопасности.

Хочу напомнить, что задачей резолюции 2231 никогда не было «сдерживание» Ирана. Речь всегда шла об окончательной нормализации международного экономического и научно-технического сотрудничества с ИРИ, в том числе в сфере мирного атома, после того, как ранее имевшиеся у МАГАТЭ вопросы будут сняты. Итоговый доклад на эту тему был подготовлен еще в декабре 2015 г., его выводы были затверждены соответствующей резолюцией Совета управляющих МАГАТЭ. Именно снятие вопросов к Тегерану и созданный режим транспарентности ИЯП, прежде всего через применение Доппротокола к соглашению о гарантиях между ИРИ и Агентством, стали ключевым нераспространенческим достижением СВПД.

Те накладки в этой сфере, которые мы получили сегодня, стали прямым результатом деструктивных действий США по подрыву СВПД. Причинно-следственная связь именно такая. Все шаги Ирана по временной «заморозке» его обязательств являются не какими-то самовольными «нарушениями», как это сейчас пытаются представить некоторые коллеги, а стали закономерной реакцией на несоблюдение «сделки» американской стороной. Этот вывод, хоть, на наш взгляд, и несколько «смазанно», отражен и в представленном докладе Генсекретаря.

К сожалению, реального пересмотра принятых прежней администрацией США решений мы пока не наблюдаем. На практике американская сторона продолжает политику «максимального давления» на Иран и продолжает нарушать резолюцию СБ ООН 2231, в том числе сохраняя действие односторонних рестрикций и режим оружейного эмбарго против ИРИ, хотя все ограничения по линии ООН на этот счет прекратили свое действие. Конечно, вызывает сожаление, что эскалация привела в том числе к существенному сокращению масштабов проверочной деятельности МАГАТЭ в ИРИ. Но важно, что все шаги Ирана являются обратимыми, что неоднократно подтверждено МАГАТЭ. Не менее важно, что Иран продолжает диалог с Агентством, не отказываясь от своих нераспространенческих обязательств.

Теперь о региональной безопасности в Персидском заливе. Эта тема крайне важная, но – подчеркну – выходящая за рамки обсуждения ситуации вокруг СВПД. Это, скорее, разговор на будущее, когда функционирование «сделки» будет полностью восстановлено.

Наша идея запуска регионального диалога по вопросам безопасности в Персидском заливе вам хорошо известна. Мы подробно рассказывали о ней в октябре прошлого года в ходе отдельного заседания СБ ООН по этой теме под российским председательством. Считаем, что необходимы конкретные шаги в направлении укрепления взаимного доверия, предотвращения кризисов и нивелированию риска военного столкновения, недопонимания и эскалации. Можно было быть присмотреться к опыту построения системы мер доверия, накопленному в других регионах. При этом вопросы безопасности в Персидском заливе должны решаться руками, прежде всего, региональных государств. Обратили внимание на обращенный к ним созвучный призыв Генсекретаря в его докладе создавать благоприятные условия для дипломатических усилий в Вене и воздерживаться от провокационной риторики и действий, которые могут их подорвать, а также его тезис, что вопросы, связанные с более широким контекстом региональной безопасности, должны рассматриваться без привязки к задаче сохранения СВПД и его достижений.

Уважаемые коллеги,

Сейчас как никогда востребован спокойный, прагматичный разговор. Сейчас не время «завышать ставки» и нагнетать эмоции. Альтернативы СВПД все равно нет. Это надо здраво осознавать. Призываю всех на секунду представить мир, в котором «сделки» не будет. Будет ли он для кого-то более безопасным, чем нынешний?

К счастью, осознание ценности СВПД нас, как видится, всех объединяет. Поэтому все силы сейчас нужно бросить на ее восстановление. К этому призывает в своем докладе и Генсекретарь ООН. На практике это означает, что США должны незамедлительно вернуться к полному соблюдению требований резолюции 2231 и СВПД, а иранская сторона – незамедлительно отреагировать на эти шаги и обеспечить «разморозку» всех ранее приостановленных обязательств, прежде всего в плане обеспечения транспарентности ИЯП и сотрудничества с МАГАТЭ.

Задача других участников «сделки» – содействовать сближению позиции. Наш первоочередной долг сейчас – помочь коллегам в Вене. Россия готова сделать для этого все необходимое. Рассчитываем на здравомыслие и поддержку остальных членов Совета.

Благодарю за внимание.