Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя главы российской межведомственной делегации Д.В.Букина в ходе третьей сессии Специального комитета ООН по противодействию использованию ИКТ в преступных целях по пунктам повестки дня «Техническая помощь», «Меры предупреждения», «Заключительные положения», «Преамбула»

Вопрос о предоставлении технической помощи каждое государство-участник должно рассматривать с учетом своих возможностей. Техническая помощь может заключаться в подготовке кадров, в оказании помощи и взаимном обмене соответствующим опытом и специальными знаниями, в том числе по вопросам противодействия преступлениям в сфере ИКТ.

В вопросах оказания технической помощи следует исходить из принципа, что в первую очередь такая помощь должна предоставляться в интересах развивающихся стран. Помощь может оказываться по запросу нуждающегося в ней государства.

Необходимо также исходить из того, что вопрос о предоставлении технической помощи государства-участники рассматривают исходя из своих соответствующих планов и программ. Такая помощь должна также включать использование передового опыта.

УНП ООН может оказывать содействие государствам-участникам в предоставлении профильной помощи другим государствам-участникам в подготовке кадров в целях содействия реализации национальных программ и проектов по борьбе с преступлениями в сфере ИКТ.

Интерпол может служить каналом связи в экстренных случаях при необходимости передачи запросов о выдаче и правовой помощи по уголовным делам.

Государства могут рассматривать возможность оказания друг другу содействия в проведении исследований и разработок, касающихся видов, причин и последствий преступлений, совершенных в сфере ИКТ в своих государствах, с целью разработки с участием своих компетентных органов, общества и частного сектора, стратегий и планов действий по борьбе с этими видами преступлений.

В зависимости от потребностей одних государств и возможностей других можно было бы предусмотреть положение о возможности оказания такой помощи, но такое положение не должно иметь императивный характер.

Частный сектор, в особенности организации, предоставляющие услуги в сфере ИБ, могут играть важную роль в том, что касается сотрудничества между государствами-участниками по вопросам наращивания потенциала, включая содействие развивающимся государствам в развертывании инфраструктуры, направленной на обеспечение информационной безопасности. Полезной может быть также просветительская и научная деятельность неправительственных организаций в части влияния использования ИКТ в преступных целях в различных сферах жизнедеятельности, а также информационной безопасности в целом.

Меры профилактики должны заключаться в содействии сотрудничеству между правоохранительными органами и частными организациями, разработке стандартов и процедур, предназначенных для обеспечения информационной безопасности, усилению стандартов в сфере информационной безопасности в частном секторе, повышении информированности общества, осуществлении программ публичного образования в области безопасности ИКТ, проведении мероприятий по информированию населения, способствующих созданию атмосферы нетерпимости в отношении преступлений и иных противоправных деяний в сфере использования ИКТ, а также с целью распространения передового опыта, осуществлении программ публичного образования в области обеспечения безопасности ИКТ.

В проект конвенции предлагается включить положения о том, что каждое государство-участник в соответствии с основополагающими принципами своей правовой системы разрабатывает и осуществляет или проводит эффективную и скоординированную политику противодействия преступлениям и иным противоправным деяниям в сфере использования ИКТ, стремится разрабатывать и поощрять эффективные виды практики, направленные на предупреждение правонарушений в сфере использования ИКТ.

В российско-китайском проекте конвенции мерам профилактики правонарушений в сфере использования ИКТ посвящено несколько отдельных статей (40-42, 44). 

Дополнительно к ответу на вопрос 34 отметим, что конвенция может включать положение, подчеркивающее позитивное влияние партнерства государства с гражданским обществом, частным сектором и научным сообществом в целях организации программ повышения осведомленности граждан по вопросам личной информационной безопасности и способов предотвращения использования в отношении них ИКТ в преступных целях.

Следует также подчеркнуть важность обеспечения прозрачности внутригосударственной процедуры принятия соответствующих нормативных правовых актов посредством обеспечения возможности их общественного обсуждения с широкими слоями населения.

В конвенцию следует включить положение о принятии государством-участником соответствующих законодательных и иных мер, которые необходимы для того, чтобы определить органы, ответственные за предупреждение и борьбу с противоправными деяниями в сфере ИКТ. В российском проекте содержится отдельная статья по данному вопросу (41).

Считаем, что конвенция должна включать  положения, предусматривающие правила, согласно которым каждое государство-участник должно принимать меры в соответствии с основополагающими принципами своего внутреннего законодательства по предупреждению преступлений и иных противоправных деяний в сфере использования ИКТ в частном секторе, усилению стандартов информационной безопасности в частном секторе и в надлежащих случаях установлению и применению эффективных, соразмерных и оказывающих сдерживающее воздействие гражданско-правовых, административных или уголовных санкций за несоблюдение таких мер.

Каждая частная организация (или их объединение), предоставляющая информационно-коммуникационные услуги, находящаяся на территории государства-участника, должно принимать надлежащие меры в пределах своих возможностей и в соответствии с нормами внутреннего права этого государств для содействия формулированию и реализации принципов и стандартов функционирования международного информационного пространства на основе соблюдения прав человека, закрепленных в основополагающих документах ООН. Российский проект конвенции содержит специальные положения, освященные этим вопросам (статьи 42-43) 

Кроме того, исходим их того, что каждое государство-участник вправе устанавливать требования по обеспечению должного уровня информационной безопасности, а также соответствующие обязанности, прежде всего, в отношении провайдеров различного рода услуг в сфере ИКТ, а также владельцев информационных систем, информационно-телекоммуникационных сетей и автоматизированных систем управления, отнесенных в соответствии с национальным законодательством данного государства-участника к критической информационной инфраструктуре.

Включение в конвенцию положений о необходимости гармонизации подобных требований полагаем избыточным, поскольку обеспечение функционирования критической информационной инфраструктуры, по нашему мнению, должно быть отнесено к исключительному ведению каждого отдельного государства и, соответственно, должно регулироваться положениями национального законодательства.

Вместе с тем допускаем определение в конвенции минимальных требований к обеспечению информационной безопасности в целях предотвращения использования ИКТ в преступных целях.

Полагаем, что конвенция должна содержать положение, посвященное повышению осведомленности по вопросам информационной безопасности, в котором следует, среди прочего, отразить важность разработки на государственном уровне соответствующих программ повышения осведомленности, ориентированных, в первую очередь, на уязвимые слои населения, включая несовершеннолетних.

Конвенция должна допускать оговорки к ней, но с определенными ограничениями. Должно быть предусмотрено положение о том, что в отношении отдельных ее статьей оговорки не допускаются.

Например, статьи по таким преступлениям как 

  • склонение к самоубийству или доведение до его совершения;
  • преступления, связанные с:
    • вовлечением несовершеннолетних к совершению противоправных действий, опасных для их жизни и здоровья;
    • детской порнографией;
    • подстрекательством к подрывной или вооруженной деятельности;
    • террористической деятельностью;
    • распространением наркотических средств и психотропных веществ;
    • незаконным оборотом оружия;
    • реабилитацией нацизма, оправданием геноцида или преступлениями против мира и человечности;
    • незаконным распространением фальсифицированных лекарственных средств и медицинских изделий.

Исходим их того, что такие преступления обладают наиболее высокой степенью общественной опасности.

В случае возникновения спора между государствами-участниками относительно толкования или применения Конвенции они должны стремиться урегулировать его посредством переговоров, согласительной процедуры или арбитража, или иными мирными средствами.

Конвенция должна вступать в силу на 90 день после сдачи на хранение тридцатого документа о ратификации, принятии, утверждении или официальном одобрении.

Полагаем, что вопрос о внесении поправок в Конвенцию должен быть урегулирован соответствующими положениями. Целесообразно предусмотреть, что по истечении трех лет после вступления в силу Конвенции, Государство-участник может предложить поправку и направить ее Генеральному секретарю ООН, который затем препровождает предлагаемую поправку Государствам-участникам и Конференции Государств-участников Конвенции в целях рассмотрения этого предложения и принятия решения по нему. Конференция Государств-участников прилагает все усилия для достижения консенсуса в отношении каждой поправки. Если все усилия по достижению консенсуса были исчерпаны и согласие не было достигнуто, то в качестве крайней меры для принятия поправки требуется большинство в две трети голосов Государств-участников. Подробная процедура внесения в конвенцию поправок предусмотрена в российско-китайском проекте конвенции в статье 85.