Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление представителя российской делегации Э.Чернухина на 3-й субстантивной сессии Спецкомитета ООН по разработке всеобъемлющей международной конвенции о противодействии использованию информационно-коммуникационных технологий в преступных целях по пункту повестки дня «Положения о механизме осуществления»

Уважаемая г-жа Председатель,

Уважаемые коллеги,

С сожалением вынуждены вновь констатировать, что с учетом того, что практически большая часть экспертов российской делегации на Спецкомитет не получила въездные визы США, приходится в очередной раз по пункту повестки дня сессии выступать онлайн.

Теперь настала очередь одного из ключевых вопросов повестки дня — выработки механизмов осуществления. В этой связи выражаем особую признательность УНП ООН за проведение на полях сессии Спецкомитета в  специального брифинга, посвященного функционированию различных механизмов имплементаций на примере уже созданных ооновских конвенций по борьбе с наркотиками (конвенции 1961г., 1971г. и 1988 г.), КТОП и КПК.

Директор правового департамента УНП Дж.Брандолино провел подробный сравнительный анализ каждого из существующих в рамках универсальных Договоров механизмов. Что же нам показал этот брифинг?  Каждый из механизмов осуществления создавался в свою временную эпоху (1961 г., 2000 г. и 2003 г.) для целей реализации конкретного международного договора, а также исходя из эффективного решения тех прикладных задач, которые ставили перед собой его участники. У каждого из них существуют свои слабые и сильные стороны и Государства-члены ООН часто и справедливо указывают на это.

Уважаемые коллеги, давайте ответим на вопрос достаточно ли просто скопировать в частности механизмы КТОП и КПК, чтобы успешно и на систематической основе бороться с ИКТ преступностью?

Конечно заслуживают внимания и деятельность учрежденных в рамках КТОП и КПК Конференций государств-участников сторон конвенций и существующих там обзорных механизмов. Полезным видятся и созданные там  различные профильные рабочие группы по укреплению международного сотрудничества (КПК и КТОП), по возвращению активов (КПК) или техническому содействию (КТОП). Вместе с тем, мы с вами прекрасно знаем, что, например, обзорный механизм КТОП создавался более 15 лет.

Интересным представляется и опыт механизмов по контролю над наркотиками, в частности роль международного комитета по контролю над наркотиками (МККН), работающего практически в постоянном режиме с организуемым им  страновым визитам.

Но не меньшее внимание может заслуживать также и опыт работы Комитета ООН по использованию космического пространства в мирных целях. К примеру одна из задач его Научно-технического подкомитета — оценка использования и применения технологий.

Уважаемая г-жа Председатель,

Уважаемые коллеги,

Мы сейчас с вами находимся на историческом этапе разработки совершенно нового универсального механизма противодействия ИКТ преступности, который носил бы и новаторский характер. В этом смысле полностью поддерживаем выступление делегации Бразилии, которая в частности отметила, что «нам, государствам, необходимо быть такими же быстрыми, как Интернет». Согласны также и с позициями многих стран,   заявлявших в ходе своих выступлений на сессии о важности, чтобы «конвенция была ориентирована в будущее, а не стояла на месте».

По мнению Российской Федерации, отраженному в представленном Спецкомитету проекте конвенции, мы могли бы, основываясь на положительном опыте работы, в частности, Конференции государств-участников  КТОП или КПК, тем не менее разработать свои механизмы и в частности подумать и о создании постоянно действующего органа, например в виде Международной технической комиссии (МТК), которая бы по образцу МККН на постоянной основе, в режиме 24/7 осуществляла бы мониторинг развития технологий, выявляла появляющиеся при этом новые международно-правовые пробелы и оказывала содействие государствам-участникам в вопросах осуществления Конвенции.

При этом ссылки некоторых государств, озвученных в ходе сессий Спецкомитета, о нецелесообразности и невозможности создания каких либо новых механизмов  Конвенции ввиду их значительной дороговизны видятся нам полностью несостоятельными.  Хотелось бы еще раз напомнить о неоднократно опубликованных цифрах колоссального ущерба (в десятки миллиардов долларов), озвученных в т.ч. и Генеральным секретарем ООН А.Гуттеришем, который наносят киберпреступники в глобальном масштабе.  По сравнению с этими суммами бюджет, который государства-участники могли бы потратить на предотвращение и борьбу с ИКТ преступностью выглядит сущими копейками.   

Исходя из этого ответы Российской Федерации по вопроснику к п. 7 повестки дня «Положения о механизме осуществления» выглядят следующим образом. 

38. Какие механизмы реализации конвенции должны быть предусмотрены в конвенции?

В российско-китайском проекте конвенции механизму реализации посвящена отдельная глава, предусматривающая подробный механизм обзора конвенции (статьи 78-80).

В частности, предусматривается учреждение Конференции государств-участников конвенции в целях расширения возможностей государств и сотрудничества между ними для достижения целей конвенции и проведения обзора хода ее осуществления.

Конференция государств-участников конвенции принимает правила процедуры и согласовывает виды деятельности и методы работы для достижения названных целей, включая такие как:

1) содействие обмену между Государствами-участниками информацией о формах преступлений в сфере ИКТ и тенденциях в этой области, а также об успешных методах предупреждения указанных преступлений, борьбы с ними, и возвращения доходов от преступлений;

2) сотрудничество с соответствующими международными и региональными организациями и механизмами и международными неправительственными организациями;

3) периодическое рассмотрение вопроса об осуществлении Конвенции ее государствами-участниками; вынесение рекомендаций, касающихся совершенствования Конвенции и ее выполнения;

4) учет потребностей Государств-участников в технической помощи для выполнения Конвенции и вынесение рекомендаций в отношении любых действий, которые она может считать необходимыми в связи с этим.

Конференция государств-участников, в целях оказания содействия государствам в обзоре осуществления Конвенции, должна создать Международную техническую комиссию по противодействию преступности в сфере ИКТ, которая будет являться постоянно действующим органом. Порядок формирования Комиссии следует предусмотреть в конвенции. Комиссия разработает правила процедуры своей работы, и будет проводить оценку технического прогресса в области ИКТ.

39. Какой из следующих вариантов является приемлемым для разработки главы о механизме осуществления:

а) Будет ли достаточно следовать структуре, аналогичной UNCAC или UNTOC, а именно механизму Конференции сторон?

b) Должны ли государства-члены следовать той же структуре, что и при осуществлении трех (1961, 1971 и 1988 гг.) международных конвенций о контроле над наркотиками, которая возлагает на Комиссию ООН по наркотическим средствам (КНС) и Международный комитет по контролю над наркотиками ответственность за последующие действия по выполнению конвенции? Например, выполнение этой конвенции может быть рассмотрено Комиссией ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию (CCPCJ) и сосредоточено на целевых периодических обзорах выполнения, а также на ежегодном пункте повестки дня CCPCJ.

c) Следует ли создать специальный орган, отвечающий за рассмотрение хода осуществления конвенции, независимо или в рамках Конференции участников (аналогично Комитету Организации Объединенных Наций по использованию космического пространства в мирных целях, который имеет Научно-технический подкомитет)?

Полагаем, что создание специального органа, отвечающего за осуществление положений Конвенции, является наиболее приемлемым вариантом.

40. Как конвенция может обеспечить наиболее эффективное использование в механизме реализации опыта и знаний соответствующих неправительственных организаций, организаций гражданского общества, научных учреждений и частного сектора?

В первую очередь следует подчеркнуть, что участниками конвенции будут являться государства.

Государства могут использовать соответствующий опыт и знания аккредитованных при Спецкомитете НПО, гражданских и научных кругов.

Спасибо за внимание.