Выступление Министра экономического развития Российской Федерации М.Г.Решетникова с презентацией Добровольного национального обзора достижения Целей устойчивого развития ООН
Уважаемый г-н Председатель,
уважаемые участники форума,
Для меня большая честь представить вам первый российский Добровольный национальный обзор достижения Целей устойчивого развития.
Все семнадцать Целей устойчивого развития отражены в 12 национальных проектах. В своём выступлении я остановлюсь на основных достижениях и вызовах, которые мы считаем наиболее актуальными в текущей ситуации.
Безусловно, значительное влияние на перспективы реализации Повестки-2030 оказало распространение новой коронавирусной инфекции. И то, как быстро наши страны ответили на вызовы COVID-19, показывает, насколько эффективно мы с вами работали на протяжении последних пяти лет.
Сейчас на первый план выходит задача сохранения занятости и доходов россиян. Это напрямую связано с достижением Цели «Достойная работа и экономический рост». Для этого уже реализуются меры поддержки населения, а также разработан Общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения. Общий объем финансовой помощи, предоставляемой Правительством России гражданам и бизнесу, составляет более 5 трлн рублей.
Благодаря льготным кредитам со списанием нам удалось поддержать более 3 млн занятых. В мае-июле 2020 г. было в три раза увеличено минимальное пособие по безработице. Дополнительная финансовая помощь предоставляется семьям с детьми, где один или оба родителя остались без работы.
Для поддержки малого бизнеса выплачены безвозмездные гранты на заработную плату сотрудникам. Такие гранты получили в апреле и мае около 2 млн индивидуальных предпринимателей и компаний. Всего поддержано более 5 млн рабочих мест.
Общенациональный план восстановления экономики станет продолжением антикризисных пакетов мер. Это позволит не только преодолеть спад, вызванный пандемией, но и выйти на устойчивые темпы роста ВВП, превышающие докризисный уровень. А в 2022-2023 годах мы уже прогнозируем рост ВВП на уровне 3% и выше. По нашим ожиданиям, это позволит стабильно наращивать реальные доходы населения.
Одним из важных направлений нашей деятельности является обеспечение занятости молодого поколения. Мы создаем условия для реализации экономического потенциала молодежи, в том числе через внедрение механизма «социального лифта». В ближайшее время планируем расширить возможности для молодых людей от 16 лет регистрироваться как самозанятые и начать своё дело.
Хочу отметить, что в 2019 году почти 90% российской молодежи либо училось, либо работало или приобретало профессиональные навыки. А таланты и энергия наших молодых людей дают возможность утверждать, что они всё это могут успешно совмещать.
Важнейшая задача – улучшение жилищных условий россиян, особенно семей с низким и средним достатком. Задачи национального проекта «Жилье и городская среда» созвучны одиннадцатой Цели «Устойчивые города и населенные пункты». Программы благоустройства позволят повысить в 2 раза долю городов с благоприятной средой. Мы планируем увеличить доступность ипотеки за счет субсидий из федерального бюджета. Более полумиллиона человек будет обеспечено качественным жильем за счет переселения из аварийных домов.
Россия также стремится к сбалансированному развитию регионов и поддержке территорий с недостаточным уровнем социально-экономического развития. Мы поставили перед собой задачу сократить разрыв между регионами, обеспечить опережающее развитие сельских территорий.
При этом мы понимаем, что основная добавленная стоимость в экономике сегодня производится в городах и агломерациях. Поэтому считаем устойчивое развитие наших городов стратегической задачей.
Приоритетным считаем достижение Цели девять «Индустриализация, инновации и инфраструктура». Реализуем для этого Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. За последние 3 года увеличился грузооборот по всем видам транспорта более чем на 10%, а пассажиропоток – более чем на 12%.
Развитие транспортной инфраструктуры позволит России реализовать транзитный потенциал на направлениях «Запад – Восток», «Европа – Западный Китай» и «Север – Юг». Рассчитываем постоянно увеличивать объем перевозок в акватории Северного морского пути.
Вторым аспектом устойчивого развития является социальная сфера. Россия достигла цели ликвидации крайней нищеты в ее международном понимании. Сейчас доля такого населения составляет менее 1 %.
Несмотря на это, в 2018 г. за национальной чертой бедности все еще находилось 12,6 % населения. Поэтому снижение бедности в два раза – абсолютный приоритет работы Правительства.
Наша стратегия борьбы с бедностью направлена в первую очередь на поддержку малообеспеченного населения – пенсионеров, семей с детьми и безработных. Реагируя на пандемию COVID-19, мы предусмотрели для этих граждан специальные выплаты и существенно повысили пособие по безработице.
Говоря о Цели «Ликвидации голода», отмечу, что проблема недоедания в нашей стране фактически решена. При этом мы уделяем внимание повышению качества и безопасности продовольствия, особенно для молодого поколения. Недавно Президент страны подписал закон об обеспечении всех школьников младших классов бесплатным горячим питанием. Кстати, этим опытом мы делимся и с нашими зарубежными партнерами. Через систему ООН реализуем многолетние проекты поддержки систем школьного питания в Армении, Таджикистане, Киргизии и других странах.
Для всего мира в период пандемии особенно острым становится вопрос достижения цели «Хорошее здоровье и благополучие». Наша задача – не только повысить стандарты качества медицинской помощи, но и существенно повысить ее доступность для людей, особенно в сельской местности. Уделяем особое внимание профилактике и борьбе с сердечно-сосудистыми и онкологическими заболеваниями. По итогам 2019 года смертность продолжала снижаться.
Высокая доля расходов на благополучие человека подтверждает социальный фокус государственной политики. Более половины бюджета Российской Федерации составляют расходы на образование, здравоохранение и социальное обеспечение.
Что касается гендерного равенства, отмечу, что в нашей стране это реально действующая норма. Уровень безработицы в 2019 году для женщин был ниже, чем для мужчин. Но, как и во всем мире, перед нами стоит задача сокращения разрыва в оплате труда между мужчинами и женщинами. Для этого в России с 2017 года реализуется Национальная стратегия действий в интересах женщин.
Ключевым направлением реализации цели «Мир, правосудие и эффективные институты» считаем создание доступных, подотчетных и прозрачных учреждений на всех уровнях власти. Например, единым окном взаимодействия граждан и государства с 2009 года является растущая сеть центров «Мои Документы». Сегодня 13 тысяч офисов государственных услуг охватывают 97% населения страны.
В 2019 году центры «Мои Документы» стали чемпионом конкурса ООН в номинации «Электронное правительство», а проект «Ваш контроль» вошел в топ-5 проектов конкурса в 2020 году.
Пандемия ускорила цифровизацию во всех сферах нашей жизни. В 2019 году более половины населения России получало государственные услуги онлайн. И эта доля будет только расти. Мы рассчитываем максимально перевести взаимодействие граждан и бизнеса с государством в цифровой формат.
Третий аспект устойчивого развития – это защита окружающей среды и климат. Россия вносит весомый вклад в глобальные усилия по противодействию изменению климата. При этом для нас эта проблема стоит даже острее, чем во многих странах. Потепление в России идет в 2,5 раза быстрее, чем в среднем по миру.
Наша страна - активный участник Рамочной конвенции ООН по изменению климата. В конце прошлого года мы ратифицировали Парижское соглашение. Правительством уже реализуется национальный план адаптации к изменениям климата. С экспертами и бизнесом ведем обсуждение проекта Стратегии низкоуглеродного развития до 2050 года.
Мы выполнили задачу по сокращению к 2020 году объема выбросов парниковых газов до уровня не более 70% от значений 1990 года.
Потребление угля и нефтепродуктов снижается. Абсолютным лидером по темпам роста в последние годы стал сегмент солнечной и ветровой энергетики. По сравнению с 2000 годом энергоемкость ВВП Российской Федерации снизилась более чем на 40% при том, что рост ВВП составил 81%.
Для реализации Цели 12 мы совершенствуем систему обращения с твердыми коммунальными отходами. Повышаем стандарты экологического мониторинга, внедряем наиболее доступные технологии. Это сложная тема, но уже в этом году более 80% городов с населением свыше 100 тыс. человек получат инфраструктуру для раздельного сбора мусора. Полностью раздельный сбор заработает в 26 городах.
Большие перспективы мы видим в области «зеленых» финансов. В 2018 году Россия вошла в число стран, чьи компании запускают «зеленые» облигации.
Хочу отдельно сказать о растущей роли российского бизнеса в Повестке-2030. Компании вовлечены в решение всех без исключения задач. Они внедряют в своих отраслях новые модели производства и потребления, интегрируют стандарты ответственного ведения бизнеса и нефинансовой отчетности.
Более 50 российских компаний входят в Национальную сеть Глобального договора ООН, а две из них – «ФосАгро» и «Сахалин-Энерджи» - имеют высокий статус LEAD.
Например, компания «ФосАгро» недавно запустила проект по созданию сети почвенных лабораторий в странах Африки.
Компания En+ Group внедрила внутренний углеродный налог, чтобы заложить в стоимость продукта издержки на снижение негативного воздействия на климат.
Новый бренд алюминия компании РУСАЛ имеет один из самых низких показателей углеродного следа в отрасли, в три раза меньше среднего по миру.
Высокие стандарты по экологии и соблюдению прав человека в алмазной отрасли продвигает «АЛРОСА». Компания принимает участие в работе различных органов Кимберлийского процесса для разрешения проблемы конфликтных алмазов.
И это лишь несколько примеров. По состоянию на начало 2020 г. в Регистр корпоративных нефинансовых отчетов были внесены около 200 компаний. Две трети отчетов подготовлены на основе международной системы отчетности GRI.
Уважаемые коллеги,
Мониторинг реализации Целей устойчивого развития – это отдельная и важная задача, которую ведет Правительство России. Кроме контроля за качественным исполнением показателей глобального перечня, мы разрабатываем национальный набор показателей устойчивого развития. А для обеспечения прозрачности мониторинга на веб-портале Росстата публикуется официальная отчетность.
В своем выступлении мы осветили лишь некоторые меры, приоритеты и показатели, демонстрирующие российские подходы к достижению ЦУР. Вы можете ознакомиться с российским обзором достижения всех семнадцати целей: мы постарались показать лучшие российские решения, которыми готовы делиться с нашими партнерами во всем мире.
Работу по подготовке Обзора в России координировал Аналитический центр при Правительстве страны, был задействован широкий круг заинтересованных сторон - государственных органов, общественных и научных организаций, частного сектора.
Я хочу поблагодарить всех участников дискуссии об устойчивом развитии, в том числе среди гражданского общества. Роль социально активных граждан и организаций в мониторинге этой повестки – ключевая. Мы открыты для всесторонней оценки нашей работы и для ваших предложений.
Уважаемый г-н Председатель,
уважаемые участники форума,
Мир проходит через очень сложный этап, когда многое в наших экономиках, в жизни каждого человека будет меняться. Но мы не должны забывать и о траектории глобального развития, которую мы избрали пять лет назад, определив 17 Целей устойчивого развития.
Мы убеждены, что благодаря партнерству, основанному на взаимопомощи, уважении, доверии наши страны смогут перенастроить стратегии социально-экономического развития. И не только выйти из текущего кризиса, но и заложить основы для долгосрочного устойчивого развития.
Спасибо за внимание! Будьте здоровы!