Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Постоянного представителя Российской Федерации Г. В. Кузьмина на пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН по пункту повестки дня «Глобальная контртеррористическая стратегия ООН»

Г-н Председатель,

Прежде всего, позвольте поблагодарить Вас за возможность выступить с заключительными ремарками в рамках дебатов, приуроченных к седьмому обзору Глобальной контртеррористической стратегии ООН (ГКС) и завершению «контртеррористической недели ООН».

Хотели бы выразить признательность Генеральному секретарю и его заместителю, главе Управления ООН по контртерроризму Владимиру Ивановичу Воронкову за насыщенную программу и высокий уровень подготовки Конференции глав контртеррористических структур государств-членов ООН. Российская сторона приняла активное участие в этом мероприятии. Наши подходы и наработки по наиболее актуальным вопросам повестки дня борьбы с терроризмом были изложены высокопоставленными представителями компетентных ведомств в ходе Конференции. По этой причине сегодняшнее выступление мы хотели бы посвятить общим наблюдениям и выводам относительно процесса обзора ГКС в развитие совместного заявления от лица Группы государств-единомышленников, озвученного после принятия обзорной резолюции 30 июня.

Г-н Председатель,

Российская делегация хотела бы поздравить всех присутствующих в этом зале коллег с завершением переговорного процесса. Несмотря на сложные и подчас напряженные дискуссии, удалось сохранить консенсусный характер резолюции, что является залогом продолжения плодотворной работы в сфере антитеррора в рамках Всемирной организации. Это наше общее достижение.

Подготовка обзорной резолюции велась в беспрецедентно сложных условиях, связанных с пандемией. Перед лицом общих проблем - вспышки коронавируса, сопутствующей радикализации населения и трансформирующихся террористических угроз - международному сообществу необходимо сплотиться в рамках единого антитеррористического фронта, оказывая всестороннее содействие нуждающимся странам, потенциал которых ослабила пандемия.

История прошлого столетия подсказывает нам, что иного пути нет. Так, одним из последствий кровопролития и разобщенности государств в годы Первой мировой войны стала неспособность противоборствующих сторон успешно противостоять незаметно подкравшейся общей угрозе - пандемии испанского гриппа. В этом плане согласование резолюции, особенно на последнем этапе, неизбежно навевало неприятные ассоциации.

Еще более страшные последствия для человечества принесла Вторая мировая война, ставшая результатом стремительного распространения идеологической «чумы» - нацизма и фашизма. Несмотря на очевидность этого зла, его не удалось искоренить, а в последнее время нацизм и фашизм  «поднимает голову» и даже находит государственную поддержку в некоторых странах. Считаем эти проявления самыми серьезными формами экстремизма на расовой основе, о которых идет речь в Стратегии.

Кроме того, считаем важным не забывать о традиционной угрозе со стороны ИГИЛ, «Аль-Каиды», связанных с ними группировок и интернациональных батальонов иностранных террористов-боевиков (ИТБ). Общими усилиями нам удалось сохранить и усилить в тексте все ключевые положения относительно уголовного преследования ИТБ на основе принципа «либо выдай, либо суди» с прицелом на обеспечение неотвратимости наказания. В этом плане также приветствуем новые положения резолюции о соразмерности уголовных санкций тяжести преступлений, совершенных боевиками.

Г-н Председатель,

2 июля Указом Президента Российской Федерации В.В.Путина утверждена новая Стратегия национальной безопасности. С удовлетворением отмечаем, что в части борьбы с терроризмом она в полной мере соответствует содержанию обзорной резолюции. Так, оба документа выводят на первый план задачи пресечения различных каналов финансовой и ресурсной подпитки террористов. Особое место в резолюции занял комплекс предписаний в области противодействия незаконному обороту оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, а также положения по борьбе со «смычкой» терроризма, организованной преступности и наркобизнеса. Кроме того, в документе уделено приоритетное внимание проблеме использования террористами новых технологий для пропаганды, рекрутирования, подготовки и совершения терактов. Наконец, нам удалось акцентировать первостепенную ответственность государств в обеспечении антитеррористической защищенности критической инфраструктуры.

Для успешной реализации этих задач категорически важно развивать сотрудничество спецслужб, органов безопасности и правоохранительных органов, что также отмечено в принятой резолюции. В свою очередь, имеем в виду неукоснительно следовать всем перечисленным итогам обзора ГКС. Для нашей страны, познавшей все тяготы борьбы с терроризмом и иностранным вмешательством, это императив.

Г-н Председатель,

Один из главных споров в ходе обзора ГКС был связан с вопросом о том, что первично - обеспечение безопасности граждан или защита их прав. Россия последовательно поддерживает закрепленный в самой Стратегии тезис о взаимодополняющей природе этих усилий и равном значении всех четырех «столпов» ГКС. Однако в ходе обзора стратегии мы стали очевидцами вопиющих проявлений «двойных стандартов» в этой сфере. Ряд наших западных коллег, особенно напористо ратовавших за приоритизацию прав человека, когда дело дошло до темы репатриации из зон конфликтов, поставили на первое место собственную безопасность, а не права граждан.

За последние две недели было много сказано о необходимости спасения несовершеннолетних лиц, оказавшихся в лагерях на севере Сирии, важности их скорейшей отправки на родину, реабилитации и возвращения к мирной жизни. Добавить тут нечего. Остается лишь надеяться, что в соответствии с новыми положениями резолюции все причастные государства постараются обеспечить соблюдение неотъемлемых прав этих невинных детей, прежде всего их права на жизнь.

Не терпят отлагательства и задачи искоренения идеологии экстремизма и терроризма. Нам годами упорно объясняли, что вопросам удаления террористического контента из Интернета не место в решениях Генассамблеи. Как оказалось, лишь до тех пор, пока террористическая пропаганда не стала напрямую угрожать некоторым странам. В сухом остатке важно лишь то, что мы все-таки нашли взаимоприемлемую формулу: провайдеры коммуникационных услуг должны строго следовать законодательству стран, на территории которых они работают, в контексте борьбы с противоправным контентом.

Хотели бы также обратить внимание на новые положения резолюции, касающиеся так называемого «гуманитарного измерения» мер обеспечения безопасности. Стоит сразу оговориться, что важность бесперебойных поставок гуманитарной помощи в зонах вооруженных конфликтов ни в коей мере не подвергается сомнению. Декларируемая задача создания условий для работы гуманитарных организаций и медицинского персонала сама по себе не должна использоваться как основание для неисполнения государствами обязательств по противодействию терроризму.

Г-н Председатель,

Принятая резолюция также заострила проблемы институциональных параметров борьбы с терроризмом под эгидой ООН. Считаем, что первостепенное значение в этом плане имеет скорейшее решение вопроса о выделении дополнительных средств Регулярного бюджета Управлению ООН по контртерроризму. Попытки подстроить деятельность этого органа под приоритеты отдельных стран в этой связи абсолютно неприемлемы.

К следующему обзору Стратегии Генеральный секретарь будет должен представить ряд рекомендаций, в том числе по правозащитным аспектам борьбы с терроризмом. Ожидаем, что их подготовка будет осуществляться в тесном взаимодействии с заинтересованными государствами при соблюдении ооновской системы «разделения труда». Эффективность профильных подразделений Секретариата должна оцениваться по антитеррористической работе. Для оценки правочеловеческого компонента Стратегии нам вполне достаточно имеющихся структур.

Г-н Председатель,

К сожалению, вынужден завершить выступление на минорной ноте, воспользовавшись правом на ответ. Вчера наши украинские коллеги отметились попыткой развернуть дискуссию по вопросам борьбы с терроризмом в Генеральной Ассамблее в пропагандистское русло. Очередная порция безосновательных обвинений в адрес России как раз-таки и является наилучшей иллюстрацией того, что украинская сторона называет кампанией по дезинформации, развернутой на государственном уровне.

С самого начала внутриукраинского конфликта власти этой страны предпочитали воздерживаться от прямого диалога с собственным населением, сделав ставку на силовое решение накопившихся проблем. Саботируя исполнение резолюции СБ 2202, утвердившей Комплекс мер по выполнению Минских соглашений, Украина продолжает вести войну с жителями Донбасса и тщетно пытается найти виновных в собственных ошибках и преступлениях в Москве. К сожалению, такой подход не только не помогает урегулированию конфликта, но и наносит ущерб международному сотрудничеству в области борьбы с терроризмом.

Благодарю за внимание.