Выступление заместителя Постоянного представителя Российской Федерации Г. В. Кузьмина на пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН по пункту повестки дня «Глобальная контртеррористическая стратегия ООН»
Г-н Председатель,
Прежде всего, позвольте поблагодарить Вас за возможность выступить с заключительными ремарками в рамках дебатов, приуроченных к седьмому обзору Глобальной контртеррористической стратегии ООН (ГКС) и завершению «контртеррористической недели ООН».
Хотели бы выразить признательность Генеральному секретарю и его заместителю, главе Управления ООН по контртерроризму Владимиру Ивановичу Воронкову за насыщенную программу и высокий уровень подготовки Конференции глав контртеррористических структур государств-членов ООН. Российская сторона приняла активное участие в этом мероприятии. Наши подходы и наработки по наиболее актуальным вопросам повестки дня борьбы с терроризмом были изложены высокопоставленными представителями компетентных ведомств в ходе Конференции. По этой причине сегодняшнее выступление мы хотели бы посвятить общим наблюдениям и выводам относительно процесса обзора ГКС в развитие совместного заявления от лица Группы государств-единомышленников, озвученного после принятия обзорной резолюции 30 июня.
Г-н Председатель,
Российская делегация хотела бы поздравить всех присутствующих в этом зале коллег с завершением переговорного процесса. Несмотря на сложные и подчас напряженные дискуссии, удалось сохранить консенсусный характер резолюции, что является залогом продолжения плодотворной работы в сфере антитеррора в рамках Всемирной организации. Это наше общее достижение.
Подготовка обзорной резолюции велась в беспрецедентно сложных условиях, связанных с пандемией. Перед лицом общих проблем - вспышки коронавируса, сопутствующей радикализации населения и трансформирующихся террористических угроз - международному сообществу необходимо сплотиться в рамках единого антитеррористического фронта, оказывая всестороннее содействие нуждающимся странам, потенциал которых ослабила пандемия.
История прошлого столетия подсказывает нам, что иного пути нет. Так, одним из последствий кровопролития и разобщенности государств в годы Первой мировой войны стала неспособность противоборствующих сторон успешно противостоять незаметно подкравшейся общей угрозе - пандемии испанского гриппа. В этом плане согласование резолюции, особенно на последнем этапе, неизбежно навевало неприятные ассоциации.
Еще более страшные последствия для человечества принесла Вторая мировая война, ставшая результатом стремительного распространения идеологической «чумы» - нацизма и фашизма. Несмотря на очевидность этого зла, его не удалось искоренить, а в последнее время нацизм и фашизм «поднимает голову» и даже находит государственную поддержку в некоторых странах. Считаем эти проявления самыми серьезными формами экстремизма на расовой основе, о которых идет речь в Стратегии.
Кроме того, считаем важным не забывать о традиционной угрозе со стороны ИГИЛ, «Аль-Каиды», связанных с ними группировок и интернациональных батальонов иностранных террористов-боевиков (ИТБ). Общими усилиями нам удалось сохранить и усилить в тексте все ключевые положения относительно уголовного преследования ИТБ на основе принципа «либо выдай, либо суди» с прицелом на обеспечение неотвратимости наказания. В этом плане также приветствуем новые положения резолюции о соразмерности уголовных санкций тяжести преступлений, совершенных боевиками.
Г-н Председатель,
2 июля Указом Президента Российской Федерации В.В.Путина утверждена новая Стратегия национальной безопасности. С удовлетворением отмечаем, что в части борьбы с терроризмом она в полной мере соответствует содержанию обзорной резолюции. Так, оба документа выводят на первый план задачи пресечения различных каналов финансовой и ресурсной подпитки террористов. Особое место в резолюции занял комплекс предписаний в области противодействия незаконному обороту оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, а также положения по борьбе со «смычкой» терроризма, организованной преступности и наркобизнеса. Кроме того, в документе уделено приоритетное внимание проблеме использования террористами новых технологий для пропаганды, рекрутирования, подготовки и совершения терактов. Наконец, нам удалось акцентировать первостепенную ответственность государств в обеспечении антитеррористической защищенности критической инфраструктуры.
Для успешной реализации этих задач категорически важно развивать сотрудничество спецслужб, органов безопасности и правоохранительных органов, что также отмечено в принятой резолюции. В свою очередь, имеем в виду неукоснительно следовать всем перечисленным итогам обзора ГКС. Для нашей страны, познавшей все тяготы борьбы с терроризмом и иностранным вмешательством, это императив.
Г-н Председатель,
Один из главных споров в ходе обзора ГКС был связан с вопросом о том, что первично - обеспечение безопасности граждан или защита их прав. Россия последовательно поддерживает закрепленный в самой Стратегии тезис о взаимодополняющей природе этих усилий и равном значении всех четырех «столпов» ГКС. Однако в ходе обзора стратегии мы стали очевидцами вопиющих проявлений «двойных стандартов» в этой сфере. Ряд наших западных коллег, особенно напористо ратовавших за приоритизацию прав человека, когда дело дошло до темы репатриации из зон конфликтов, поставили на первое место собственную безопасность, а не права граждан.
За последние две недели было много сказано о необходимости спасения несовершеннолетних лиц, оказавшихся в лагерях на севере Сирии, важности их скорейшей отправки на родину, реабилитации и возвращения к мирной жизни. Добавить тут нечего. Остается лишь надеяться, что в соответствии с новыми положениями резолюции все причастные государства постараются обеспечить соблюдение неотъемлемых прав этих невинных детей, прежде всего их права на жизнь.
Не терпят отлагательства и задачи искоренения идеологии экстремизма и терроризма. Нам годами упорно объясняли, что вопросам удаления террористического контента из Интернета не место в решениях Генассамблеи. Как оказалось, лишь до тех пор, пока террористическая пропаганда не стала напрямую угрожать некоторым странам. В сухом остатке важно лишь то, что мы все-таки нашли взаимоприемлемую формулу: провайдеры коммуникационных услуг должны строго следовать законодательству стран, на территории которых они работают, в контексте борьбы с противоправным контентом.
Хотели бы также обратить внимание на новые положения резолюции, касающиеся так называемого «гуманитарного измерения» мер обеспечения безопасности. Стоит сразу оговориться, что важность бесперебойных поставок гуманитарной помощи в зонах вооруженных конфликтов ни в коей мере не подвергается сомнению. Декларируемая задача создания условий для работы гуманитарных организаций и медицинского персонала сама по себе не должна использоваться как основание для неисполнения государствами обязательств по противодействию терроризму.
Г-н Председатель,
Принятая резолюция также заострила проблемы институциональных параметров борьбы с терроризмом под эгидой ООН. Считаем, что первостепенное значение в этом плане имеет скорейшее решение вопроса о выделении дополнительных средств Регулярного бюджета Управлению ООН по контртерроризму. Попытки подстроить деятельность этого органа под приоритеты отдельных стран в этой связи абсолютно неприемлемы.
К следующему обзору Стратегии Генеральный секретарь будет должен представить ряд рекомендаций, в том числе по правозащитным аспектам борьбы с терроризмом. Ожидаем, что их подготовка будет осуществляться в тесном взаимодействии с заинтересованными государствами при соблюдении ооновской системы «разделения труда». Эффективность профильных подразделений Секретариата должна оцениваться по антитеррористической работе. Для оценки правочеловеческого компонента Стратегии нам вполне достаточно имеющихся структур.
Г-н Председатель,
К сожалению, вынужден завершить выступление на минорной ноте, воспользовавшись правом на ответ. Вчера наши украинские коллеги отметились попыткой развернуть дискуссию по вопросам борьбы с терроризмом в Генеральной Ассамблее в пропагандистское русло. Очередная порция безосновательных обвинений в адрес России как раз-таки и является наилучшей иллюстрацией того, что украинская сторона называет кампанией по дезинформации, развернутой на государственном уровне.
С самого начала внутриукраинского конфликта власти этой страны предпочитали воздерживаться от прямого диалога с собственным населением, сделав ставку на силовое решение накопившихся проблем. Саботируя исполнение резолюции СБ 2202, утвердившей Комплекс мер по выполнению Минских соглашений, Украина продолжает вести войну с жителями Донбасса и тщетно пытается найти виновных в собственных ошибках и преступлениях в Москве. К сожалению, такой подход не только не помогает урегулированию конфликта, но и наносит ущерб международному сотрудничеству в области борьбы с терроризмом.
Благодарю за внимание.