Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление специального представителя Министра по вопросам международного сотрудничества в борьбе с терроризмом, директора Департамента по вопросам новых вызовов и угроз МИД России В.Е.Тарабрина в ходе заседания Министерского сегмента Глобального контртеррористического форума (ГКФ)

Уважаемые коллеги,

Вынужден отреагировать на безответственные заявления со стороны ряда делегаций в отношении Российской Федерации. Особенно цинично подобные высказывания звучат из уст представителя Соединенных Штатов Америки – государства, которое само является грубым нарушителем норм международного права и в результате агрессивных действий которого погибли тысячи мирных жителей в Ираке, Афганистане, Сирии и других странах. Вообще двуличие и лицемерие США и их западных вассалов поражает. На протяжении восьми лет вы закрывали глаза на преступления, совершаемые киевским режимом в отношении мирного населения Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики, а сейчас упорно не замечаете того, что киевский режим открыто использует террористические методы в ходе ведения боевых действий.

Российская Федерация считает ниже своего достоинства полемизировать с лживыми, пристрастными и предвзятыми заявлениями по ситуации на Украине. Хочу лишь подчеркнуть, что специальная военная операция проводится в соответствии со статьей 51 Устава ООН с целью защиты нашей страны и населения ДНР и ЛНР. На фоне данной крайней меры мы прилагаем все усилия с тем, чтобы достигнуть приемлемого решения кризиса на Украине строго в соответствии с принципом неделимости безопасности в Европе.

Хотелось бы также напомнить, что в соответствии с параграфом 10 пересмотренных Правил процедуры ГКФ государства-участники гарантируют, что Форум придерживается в своей работе инклюзивного, беспристрастного и прозрачного подхода и действует в качестве неформальной, аполитичной, гибкой и ориентированной на результат платформы, собирающей наиболее квалифицированных экспертов и практиков антитеррора.

С этой целью мы должны соблюдать мандат Форума и не вплетать в повестку дня вопросы сугубо политического характера, не относящиеся к проблематике противодействия терроризму. К сожалению, сопредседательствующая министр иностранных дел Канады не справилась с этой задачей, хотя в целом мы позитивно оцениваем итоги канадско-марроканского сопредседательства в ГКФ за последние три года.

События последнего времени подтверждают тенденцию нарастания многоплановых террористических угроз. Терроризм укрепляется идеологически, финансово, а также за счет притока новых сторонников. В этой связи принципиальной задачей международного сотрудничества государств в борьбе с терроризмом остается организация эффективного противодействия ИГИЛ, включая его региональные филиалы, «Аль-Каиде» и связанным с ними лицам и организациям.

Серьезную угрозу продолжает представлять проблема иностранных террористов-боевиков (ИТБ), чаще всего перемещающихся в регионы с нестабильной политической и социально-экономической обстановкой. Среди них – Афганистан, ситуация в котором продолжает оставаться одной из угроз международному миру и безопасности. Приход к власти талибов в августе 2021 года стал серьезным вдохновляющим стимулом для международных террористических организаций, побудившим их к усилению своего военного потенциала, что накладывает на талибов, по-прежнему являющихся ведущей военно-политической силой в современном Афганистане и одним из ключевых игроков в деле межафганского мирного урегулирования, еще большую ответственность по купированию антитеррористической угрозы на афганской территории, где проигиловские и проалькаидовские силы активно рекрутируют новых сторонников и угрожают региональной безопасности. Кроме того, весьма сложной остается ситуация на Ближнем Востоке, включая север и северо-восток САР. Высокий уровень террористических угроз также сохраняется в Сахеле, Западной Африке и Юго-Восточной Азии.

В этой связи остро стоит необходимость объединения усилий всех государств в противодействии терроризму при строгом соблюдении норм и принципов международного права, включая Устав ООН, при центральной и координирующей роли Всемирной организации и с учетом первостепенной ответственности государств в антитерроре.

Российская Федерация последовательно выступает за неукоснительное соблюдение принципа неотвратимости наказания, отраженного в резолюции СБ ООН 1373, согласно которой государства обязаны обеспечить, чтобы всякое лицо, причастное к финансированию, планированию, подготовке, совершению или поддержке террористических актов, привлекалось к судебной ответственности. Речь также должна идти о более эффективном задействовании договоров в сфере оказания взаимной правовой помощи и выдачи по делам о терроризме, включая реализацию принципов «либо выдай, либо суди», а также недопустимости отнесения терроризма к категории политических преступлений для целей выдачи.

Полагаем, что потенциал ГКФ как неформальной и гибкой межгосударственной площадки, объединяющей практиков антитеррора, должен быть по-прежнему востребован для обмена мнениями и поиска возможных путей решения актуальных задач в данной сфере. Уверены, что Форум должен оставаться максимально деполитизированным и практикоориентированным форматом, функционирующим на основе принципа консенсуса и играющим вспомогательную по отношению к ООН роль. В этой связи серьезную обеспокоенность вызывает давно наметившийся тренд на приоритизацию в работе ГКФ тем, которые имеют весьма отдаленное отношение к собственно антитеррору.

Во-первых, обращает на себя внимание обилие реализуемых в ГКФ инициатив в сфере противодействия т.н. «насильственному экстремизму». На настоящий момент даже среди государств-участников ГКФ отсутствует ясное понимание того, что такое «насильственный экстремизм», чем он отличается от «обычного» экстремизма, каковы модальности криминализации экстремистской деятельности и в чем заключается его соотношение с терроризмом.

Во-вторых, настораживает чрезмерное выпячивание роли гендера (особенно в приложении к мерам по противодействию т.н. «насильственному экстремизму»). Это направление деятельности Форума явно не может иметь главенствующее значение в антитеррористических усилиях государств.

В-третьих, имеются вопросы и к неконсенсусной концепции «расово и этнически мотивированного насильственного экстремизма» (РЭМНЭ). С одной стороны, Российская Федерация как страна, которая понесла наибольшие потери во Второй мировой войне, прекрасно осознает угрозы, исходящие от праворадикальных движений: в частности, в соответствии с российским федеральным законодательством Министерство юстиции Российской Федерации ведет перечень экстремистских организаций, запрещенных на территории России, и большинство из таких организаций относится к категории ультраправых, пропагандируя идеи межрасовой, межнациональной или межконфессиональной розни и нетерпимости. С другой стороны, вызывает недоумение отказ норвежско-американских координаторов включить в сферу РЭМНЭ действия по реабилитации нацизма. Усматриваем в этом двойные стандарты и умышленную политизацию повестки дня Форума.

Полагаем, что в дальнейшем усилия ГКФ должны концентрироваться в первую очередь на более конкретных и менее подверженных политизации правоохранительных аспектах антитеррора (главным образом, в сфере уголовного правосудия и обеспечения ответственности всех тех, кто причастен к терроризму).

Российская Федерация выражает признательность уходящему сопредседательству и ожидает от преемников максимально беспристрастного, деполитизированного и полного самоотдачи выполнения принимаемых обязанностей.

Спасибо за внимание.