Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление представителя Российской Федерации на заседании Генеральной Ассамблеи ООН по обзору Глобальной контртеррористической стратегии ООН

1 июля 2016 года


Г-н Председатель,

Российская Федерация считает согласование 10 лет назад Глобальной контртеррористической стратегии ООН важнейшим и уникальным вкладом в укрепление международного антитеррористического сотрудничества. В этот момент мировое сообщество убедительно продемонстрировало способность единодушно и эффективно взаимодействовать в отражении глобальной террористической угрозы.

Особая значимость Стратегии – в утверждении единственно верного комплексного подхода к противодействию терроризму, когда военная и правоохранительная борьба с террористическими группировками сопровождается широкими и системными усилиями по предупреждению террористических проявлений и искоренению условий, ведущих к терроризму.

Вместе с профильными универсальными конвенциями и резолюциями Совета Безопасности Глобальная контртеррористическая стратегия формирует базовые рамки международного антитеррора.

Благодаря Стратегии многие аспекты современной террористической опасности оказались предотвращены или купированы. И если сегодня терроризм сохраняет и даже наращивает свой смертоносный потенциал, то в этом не вина авторов коллективных решений в Организации Объединенных Наций.

Это – следствие того, что не все такие решения, не все элементы Стратегии выполнялись и выполняются должным образом и в полной мере универсально.

Россия с сожалением вынуждена вновь отмечать, что в международном антитеррористическом сотрудничестве сохраняются пресловутые «двойные стандарты», политизированная практика деления террористов и экстремистов на «плохих» и «не совсем плохих». Более того, допускается использование террористических группировок, в том числе самых опасных из них, в геополитических схемах, нацеленных на вмешательство во внутренние дела государств, дестабилизацию и смену «неугодных режимов».

Именно в этом - опасный «генезис» кризисных событий на Ближнем Востоке и в Северной Африке, приведший к беспрецедентной активизации террористических группировок нового поколения, таких как ИГИЛ и «Джабхат ан-Нусра».

Г-н Председатель,

Перед лицом невиданного уровня глобальной террористической угрозы мы предлагаем сплотиться и работать действительно сообща, в рамках настоящего «единого фронта» государств, широкой международной антитеррористической коалиции, руководствуясь не амбициями, а общими ценностями и интересами – на основе Устава ООН и других применимых норм международного права, а также согласованных партнерских решений, важнейшим из которых является Глобальная контртеррористическая стратегия.

В этом плане рассматриваем работу по обзору Стратегии, согласованную резолюцию, сегодняшнее заседание в качестве своевременных и правильных шагов, нацеленных на необходимую адаптацию важнейшего международного документа к имеющимся обстоятельствам и насущным задачам мирового сообщества в сфере контртерроризма.

Пользуюсь случаем, чтобы выразить признательность координаторам сложного процесса выработки резолюции по обзору за предпринятые усилия, увенчавшиеся успехом. В итоговом тексте российская сторона видит многие важные для себя позиции и только приемлемые компромиссы. Резолюция поможет дальнейшему контртеррористическому взаимодействию.

При этом особо отмечу позицию российской стороны в пользу поддержания баланса между целями соблюдения прав человека в ходе контртеррористических мероприятий и обеспечения антитеррористической безопасности государств и общества. Оба блока указанных задач взаимно дополняемы и должны реализовываться одновременно и не в ущерб друг другу.

Г-н Председатель,

Нынешний обзор Стратегии отражает наметившуюся внешнеполитическую тенденцию последних двух лет, а именно повышенное внимание к «предупреждению насильственного экстремизма, ведущего к терроризму» (ПНЭ).

Мы выступаем в поддержку более эффективной и напряженной совместной работы государств и мирового сообщества на направлениях предупреждения терроризма - включая противодействие распространению его идеологии, прежде всего в информационном пространстве, среди молодежи.

Россия активно участвовала в международных мероприятиях по этим вопросам. При этом мы последовательно доводили до всех зарубежных партнеров и до Секретариата ООН наши принципиальные позиции, проистекавшие из обширного и успешного национального опыта сохранения веками в России межконфессионального и межнационального согласия.

Не ко всем российским оценкам и предложениям коллеги прислушались, и это до сих пор определяет наше несколько сдержанное отношение к Плану действий Генерального секретаря ООН в этой сфере.

В данный момент, как нам кажется, в мировом сообществе формируется более сбалансированное отношение к вопросам антиэкстремизма. Определенный прогресс мы с удовлетворением отмечаем в тексте резолюции в связи с юбилейным обзором Стратегии.

Мы очень рассчитываем, что международное антиэкстремистское сотрудничество, которое набирает обороты, будет в дальнейшем прочно основано на принципах международного права, включая суверенитет и равенство государств, невмешательство в их внутренние дела. Ключевую роль в противодействии экстремизму и терроризму должны продолжать играть именно государства и их компетентные структуры. К чему, естественно, в рамках их возможностей и полномочий необходимо подключать институты гражданского общества – религиозные общины, образовательные и научные учреждения, бизнес-сообщество, СМИ и НПО.

Считаем также, что для эффективного международного сотрудничества в противодействии экстремизму нужно, наконец, определение этого понятия – хотя бы его согласованное общее понимание, видимо, привязанное к имеющимся международно-правовым формулам, касающимся понятия «терроризма». Это внесет в нашу совместную работу значительно больше целенаправленности и результативности.

Мы в принципе поддерживаем суждения о том, что контртеррористическое сотрудничество в ООН должно повышать свою эффективность. При этом исходим из того, что совершенствование такой работы должно осуществляться на путях обеспечения гармоничного взаимодействия Генассамблеи с Советом Безопасности ООН при сохранении прерогатив Совета и выстроенной под ним структуры.

Г-н Председатель,

Повторюсь, что в сфере противодействия экстремизму и терроризму Россия обладает значительным и успешным опытом: военным, в том числе на международном уровне, правоохранительным, организационно-политическим, но также и общественным – в плане воспитания в нашем многонациональном и многоконфессиональном обществе атмосферы энергичного отторжения террористических идей и практики. Готовы этим опытом делиться во всех приемлемых форматах в интересах обеспечения равной для всех государств антитеррористической защищенности.

При этом не сомневаемся, что антитеррористическое сотрудничество остается едва ли не самой актуальной и перспективной в современных условиях «объединительной повесткой» международных отношений, которую еще только предстоит реализовать. В случае наличия на то политической воли государств. У России такая воля есть, и мы это неоднократно демонстрировали.

Благодарю за внимание.