Выступление представителя Российской Федерации Д.А.Гильмутдиновой на пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН по пункту повестки дня 110 "Доклад Генерального секретаря о работе Организации"
Г-жа Председатель,
Выражаем признательность Генеральному секретарю за подготовку содержательного доклада о работе Организации Объединенных Наций за прошедший год.
Дальнейший переход к многополярному мироустройству сопровождался накоплением конфликтного потенциала, ростом теругрозы, углублением разделительных линий, мощными миграционными волнами. Схожая картина наблюдалась в сфере развития. На фоне прогресса по ряду экономических показателей ускорялся процесс изменения климата, сохранялось неравенство, оставалась слаборазвитой инфраструктура, ощущался дефицит возможностей для молодежи.
В этих условиях Организация была вынуждена в постоянном режиме «держать руку на пульсе», плотно отслеживать ключевые изменения в развитии международной обстановки и оперативно на них реагировать. Разумеется, важным подспорьем для государств-членов в этом деле был Секретариат ООН и сам Генеральный секретарь. Благодарим их за предпринятые усилия.
Г-жа Председатель,
Мы понимаем необходимость адаптации ООН к меняющимся условиям и новым реалиям. Ее реформирование – постоянный процесс. Создаются новые институты и структуры, совершенствуется повестка дня, более многообразной становится миротворческая деятельностью. Вместе с тем некоторые оценки уже произошедших в этой сфере событий и конкретные предложения по дальнейшему продвижению процесса, заложенные в доклад, вызывают у нас вопросы. Хотели бы остановиться на следующем.
Согласны с тезисом о том, что ООН – оптимальная «площадка» для сопряжения усилий государств-членов и гражданского общества в решении актуальных задач. Поддерживаем усилия по приданию работе Организации более прозрачного характера. Однако не стоит забывать, что ее работа традиционно носит межгосударственный характер и именно государствам-членам принадлежит прерогатива в принятии решений на ооновской площадке.
Отмечаем усилия Секретариата в сфере мирного урегулирования и миротворчества, которые содействовали ряду положительных результатов в различных кризисных ситуациях на повестке дня СБ.
Вместе с тем не выдерживает критики игнорирование в докладе пагубной роли внешнего вмешательства в развязывании новых и поддержании «на плаву» существующих конфликтов. Призываем Секретариат уделять пристальное внимание этой проблеме.
В очередной раз обращаем внимание на вольную трактовку в докладе определений «нарушения в области прав человека» и «нарушения международного гуманитарного права». Такая практика недопустима.
Удовлетворены освещением в разделе доклада, посвященном укреплению координации в деле оказания гуманитарной помощи, проблематики т.н. кризисов, преданных забвению. Исходим из того, что задача руководства гуманитарного «крыла» ООН - терпеливая и последовательная работа с донорами и правительствами государств-реципиентов гуманитарной помощи для эффективного и всестороннего удовлетворения потребностей нуждающегося населения в государствах, затронутых кризисами.
Поддерживаем повышение внимания гуманитарного сообщества к проблематике крупнейшего по объемам необходимого финансирования и сложности гуманитарного кризиса в Йемене. Убеждены: гумпомощь, поступающая в эту страну из-за рубежа, должна предоставляться всему населению, кем бы ни контролировалась та или иная территория.
При оценке гуманитарных потребностей нуждающегося населения важно использовать максимально достоверные данные. Это позволит избежать политизации гуманитарной работы ООН в кризисных ситуациях в различных регионах мира.
Поддерживаем реализованную в 2018 г. инициативу по запуску тематического онлайн-портала, аккумулирующего страновые данные о ходе реализации Сендайской рамочной программы по снижению риска бедствий на 2015-2030 гг., и приветствуем приведенную в докладе информацию о росте числа государств, представивших свои национальные показатели. Россия, в частности, присоединилась к онлайн-системе мониторинга в 2019 г., опубликовав официальные статистические данные за 2015-2018 гг.
Разделяем стремление Генсекретаря содействовать усилиям государств-членов ООН в области контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения (КВРН) в целях укрепления и развития соответствующей системы договоренностей, а также обеспечения международного мира и безопасности.
Вызывает сожаление, что ввиду нерешенных проблем организационного характера в 2019 году так и не состоялась сессия Комиссии ООН по разоружению. Надеемся на содействие Секретариата ООН и лично А.Гутерреша в решении «визовой проблемы» во избежание неприятных сюрпризов, с которыми наша делегация столкнулась в прошлом году. В противном случае будем вынуждены вновь поставить вопрос об альтернативном месте проведения сессии.
Россия привержена достижению перспективной цели мира, свободного от ядерного оружия и других видов ОМУ. Поддерживаем намерение Генсекретаря способствовать продолжению широкого обмена мнениями по данной тематике. Считаем это особенно важным на фоне нарастания расхождений между ядерными и неядерными государствами.
Приветствуем усилия Генсекретаря по реализации согласованных странами-членами направлений реформирования системы развития ООН (СР). Убеждены: основной целью преобразований должно быть приведение работы СР в соответствие с требованиями Повестки-2030, повышение практической отдачи от программ, фондов и специализированных агентств в области содействия международному развитию, а также четкое позиционирование роли СР в общей структуре ООН и распределение зон ответственности между организациями ее системы.
Одновременно рассчитываем, что конечным результатом реформирования будет не навязывание агентствам новых, зачастую политизированных мандатов и раздувание кадрового аппарата, а формирование понятных принципов работы и управления СР при укреплении роли национальных правительств во взаимодействии с ней.
Уверены, что наглядным подтверждением эффективности реформы будет демонстрация в докладах экономии вложенных в СР средств и их инвестирование в обеспечение работы системы резидентов-координаторов и проектной деятельности в области развития.
Г-жа Председатель,
Особого внимания заслуживает проблема противодействия попаданию оружия в руки террористов, которая не отражена в указанном документе. Ожидаем от Секретариата ООН тщательного расследования многочисленных фактов обнаружения у игиловцев в Сирии внушительных арсеналов современного вооружения. Нельзя замалчивать очевидное: «джихадисты» в этом регионе не могли бы противостоять столь длительное время вооруженным силам сразу нескольких государств, вовлеченных в конфликт, без оружейной подпитки извне.
Благодарю за внимание.