Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление представителя Российской Федерации Д.А.Гильмутдиновой на пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН по пункту повестки дня 110 "Доклад Генерального секретаря о работе Организации"

Г-жа Председатель,

Выражаем признательность Генеральному секретарю за подготовку содержательного доклада о работе Организации Объединенных Наций за прошедший год.

Дальнейший переход к многополярному мироустройству сопровождался накоплением конфликтного потенциала, ростом теругрозы, углублением разделительных линий, мощными миграционными волнами. Схожая картина наблюдалась в сфере развития. На фоне прогресса по ряду экономических показателей ускорялся процесс изменения климата, сохранялось неравенство, оставалась слаборазвитой инфраструктура, ощущался дефицит возможностей для молодежи.

В этих условиях Организация была вынуждена в постоянном режиме «держать руку на пульсе», плотно отслеживать ключевые изменения в развитии международной обстановки и оперативно на них реагировать. Разумеется, важным подспорьем для государств-членов в этом деле был Секретариат ООН и сам Генеральный секретарь. Благодарим их за предпринятые усилия.

Г-жа Председатель,

Мы понимаем необходимость адаптации ООН к меняющимся условиям и новым реалиям. Ее реформирование – постоянный процесс. Создаются новые институты и структуры, совершенствуется повестка дня, более многообразной становится миротворческая деятельностью. Вместе с тем некоторые оценки уже произошедших в этой сфере событий и конкретные предложения по дальнейшему продвижению процесса, заложенные в доклад, вызывают у нас вопросы. Хотели бы остановиться на следующем.

Согласны с тезисом о том, что ООН – оптимальная «площадка» для сопряжения усилий государств-членов и гражданского общества в решении актуальных задач. Поддерживаем усилия по приданию работе Организации более прозрачного характера. Однако не стоит забывать, что ее работа традиционно носит межгосударственный характер и именно государствам-членам принадлежит прерогатива в принятии решений на ооновской площадке.

Отмечаем усилия Секретариата в сфере мирного урегулирования и миротворчества, которые содействовали ряду положительных результатов в различных кризисных ситуациях на повестке дня СБ.

Вместе с тем не выдерживает критики игнорирование в докладе пагубной роли внешнего вмешательства в развязывании новых и поддержании «на плаву» существующих конфликтов. Призываем Секретариат уделять пристальное внимание этой проблеме.

В очередной раз обращаем внимание на вольную трактовку в докладе определений «нарушения в области прав человека» и «нарушения международного гуманитарного права». Такая практика недопустима.

Удовлетворены освещением в разделе доклада, посвященном укреплению координации в деле оказания гуманитарной помощи, проблематики т.н. кризисов, преданных забвению. Исходим из того, что задача руководства гуманитарного «крыла» ООН - терпеливая и последовательная работа с донорами и правительствами государств-реципиентов гуманитарной помощи для эффективного и всестороннего удовлетворения потребностей нуждающегося населения в государствах, затронутых кризисами.

Поддерживаем повышение внимания гуманитарного сообщества к проблематике крупнейшего по объемам необходимого финансирования и сложности гуманитарного кризиса в Йемене. Убеждены: гумпомощь, поступающая в эту страну из-за рубежа, должна предоставляться всему населению, кем бы ни контролировалась та или иная территория.

При оценке гуманитарных потребностей нуждающегося населения важно использовать максимально достоверные данные. Это позволит избежать политизации гуманитарной работы ООН в кризисных ситуациях в различных регионах мира.

Поддерживаем реализованную в 2018 г. инициативу по запуску тематического онлайн-портала, аккумулирующего страновые данные о ходе реализации Сендайской рамочной программы по снижению риска бедствий на 2015-2030 гг., и приветствуем приведенную в докладе информацию о росте числа государств, представивших свои национальные показатели. Россия, в частности, присоединилась к онлайн-системе мониторинга в 2019 г., опубликовав официальные статистические данные за 2015-2018 гг.

Разделяем стремление Генсекретаря содействовать усилиям государств-членов ООН в области контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения (КВРН) в целях укрепления и развития соответствующей системы договоренностей, а также обеспечения международного мира и безопасности.

Вызывает сожаление, что ввиду нерешенных проблем организационного характера в 2019 году так и не состоялась сессия Комиссии ООН по разоружению. Надеемся на содействие Секретариата ООН и лично А.Гутерреша в решении «визовой проблемы» во избежание неприятных сюрпризов, с которыми наша делегация столкнулась в прошлом году. В противном случае будем вынуждены вновь поставить вопрос об альтернативном месте проведения сессии.

Россия привержена достижению перспективной цели мира, свободного от ядерного оружия и других видов ОМУ. Поддерживаем намерение Генсекретаря способствовать продолжению широкого обмена мнениями по данной тематике. Считаем это особенно важным на фоне нарастания расхождений между ядерными и неядерными государствами.

Приветствуем усилия Генсекретаря по реализации согласованных странами-членами направлений реформирования системы развития ООН (СР). Убеждены: основной целью преобразований должно быть приведение работы СР в соответствие с требованиями Повестки-2030, повышение практической отдачи от программ, фондов и специализированных агентств в области содействия международному развитию, а также четкое позиционирование роли СР в общей структуре ООН и распределение зон ответственности между организациями ее системы.

Одновременно рассчитываем, что конечным результатом реформирования будет не навязывание агентствам новых, зачастую политизированных мандатов и раздувание кадрового аппарата, а формирование понятных принципов работы и управления СР при укреплении роли национальных правительств во взаимодействии с ней.

Уверены, что наглядным подтверждением эффективности реформы будет демонстрация в докладах экономии вложенных в СР средств и их инвестирование в обеспечение работы системы резидентов-координаторов и проектной деятельности в области развития.

Г-жа Председатель,

Особого внимания заслуживает проблема противодействия попаданию оружия в руки террористов, которая не отражена в указанном документе. Ожидаем от Секретариата ООН тщательного расследования многочисленных фактов обнаружения у игиловцев в Сирии внушительных арсеналов современного вооружения. Нельзя замалчивать очевидное: «джихадисты» в этом регионе не могли бы противостоять столь длительное время вооруженным силам сразу нескольких государств, вовлеченных в конфликт, без оружейной подпитки извне.

Благодарю за внимание.