Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Директора Департамента многостороннего экономического сотрудничества и специальных проектов Минэкономразвития России Н.В. Стапран в ходе Сессии «Построение устойчивой к изменению климата и согласованной с ЦУР экономики будущего» Форума ЭКОСОС по финансированию развития

Уважаемый господин Мидзуно,

Уважаемые коллеги,

Приветствую участников Форума по финансированию развития под эгидой ЭКОСОС и хочу поблагодарить за предоставленную возможность поделиться российским опытом.

Безусловно, пандемия COVID-19 замедлила прогресс в достижении Целей устойчивого развития и оказала негативное влияние на все аспекты финансирования развития. На фоне рецессии сократились объемы налоговых поступлений, торговли, прямых инвестиций и денежных переводов. Вырос государственный долг и усугубилась долговая уязвимость стран.

Финансирование ЦУР было недостаточным и до кризиса, но после пандемии, по оценкам ОЭСР, ежегодный дефицит финансирования ЦУР в развивающихся странах может увеличиться еще на 1,7 млрд долл. США.

Необходимо и дальше содействовать развивающимся странам в создании надежных и эффективных институтов мобилизации внутренних ресурсов – они остаются наиболее надежным долгосрочным источником финансирования развития.

При этом признаем важную роль официальной помощи развития (ОПР) и необходимость выполнения взятых на себя некоторыми странами обязательств по ОПР. Важно также создать условия для притока внешнего финансирования в развивающиеся страны.

Считаем вклад частного сектора ключевым для достижения ЦУР во всех странах, в том числе в виде трансграничных устойчивых инвестиций.

В этой области важнейшая задача – сблизить многочисленные подходы и стандарты финансирования устойчивых проектов, чтобы снизить риски ложного брендирования финансирования как устойчивого («SDG-washing»), при этом создав понятные и прозрачные инструменты, таксономии проектов и средства верификации. Поддерживаем работу в этом направлении, которая сейчас ведется в «Группе двадцати».

Мы с обеспокоенностью отмечаем, что пандемия сделала достижение ЦУР и целей Парижского соглашения еще более непростой задачей как на глобальном, так и на региональном уровне.

Российские подходы по климатической повестке, в частности низкоуглеродному развитию, продолжают развиваться. Разрабатывается национальная стратегия низкоуглеродного развития до 2050 года, закон о регулировании выбросов. Готовится к реализации пилотный проект по торговле квотами на выбросы CO2 в некоторых регионах страны с выходом на углеродную нейтральность. В разработке национальная система зеленого финансирования.

Мы отмечаем актуальность основных принципов, целей и задач, заложенных в Парижском соглашении. Вместе с тем, подчеркиваем тезис о комплексности и неделимости Повестки-2030, которая связывает воедино экономическое развитие, благополучие человека и окружающей среды.

Необходимо искать такие способы решения климатических проблем, которые не сдерживают развитие стран, позволяют одновременно решать проблемы борьбы с бедностью, человеческого и технологического развития, доступа к безопасной и надежной энергии. Одним из таких решений – высокотехнологичных, перспективных и при этом низкоуглеродных – считаем атомную энергетику.

В России наблюдается растущий интерес к «устойчивой» повестке – можно говорить, что сформировался запрос со стороны и общества, и частного сектора, и государства.

Мы создаем новые площадки для диалога с российскими компаниями, помогаем им вступать в партнерства с многосторонними организациями, обучаем компании-экспортеры передовым стандартам ответственного ведения бизнеса ОЭСР.

Уважаемые коллеги,

Повестка-2030 – это признанная дорожная карта, которая показывает нам наиболее значимые направления, куда следует направлять ресурсы для развития. Мы должны воспринимать ее комплексно, не допуская «перекосов» в пользу тех или иных элементов.

Мы видим, как вокруг этой работы формируются новые правила, стандарты и нормы. Уверены, что этот процесс должен быть инклюзивным, а круг стран, участвующих в их разработке, репрезентативным.

Благодарю за внимание.