Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного Представителя В.А.Небензи по мотивам голосования по проекту резолюции СБ ООН по КНДР

Г-жа Председатель,

Россия проголосовала против подготовленного США проекта резолюции.

Сожалеем, что американские коллеги проигнорировали наши неоднократные разъяснения, которые давались в ходе консультаций по проекту и недавних заседаний СБ, о том, что мы не поддержим такого рода документ. Наши призывы преобразовать его в формат заявления Председателя СБ так и не были услышаны.

В принципиальном плане мы неоднократно говорили о том, что введение новых санкций против КНДР – это тупиковый путь; подчеркивали ошибочность, неэффективность и бесчеловечность усиления санкционного давления на Пхеньян. С 2006 года в отношении Пхеньяна было принято много рестриктивных резолюций. Однако, как показала история, санкционная парадигма так и не смогла гарантировать безопасность в регионе или урегулировать вопросы ракетно-ядерного нераспространения. Проблемы безопасности в регионе, напрямую касающиеся и России, не могут быть решены примитивными и прямолинейными способами с серьезными побочными последствиями для населения.

В последний год мы видим только усугубление ситуации на Полуострове. Наши западные коллеги привыкли сваливать всю вину на северокорейские власти. Однако совершенно игнорируется тот факт, что неоднократные призывы Пхеньяна к США прекратить свою враждебную деятельность, что открыло бы возможности для диалога, так и не были восприняты всерьез. Мы же только и слышали от наших американских коллег о необходимости новых санкций. Предпринятые Пхеньяном в 2018-2019 гг. встречные шаги и позитивные сигналы постоянно ставились под сомнение. Совет так и не смог найти в себе силы отреагировать на них соответствующим образом. Альтернативные же пути политико-дипломатического урегулирования, включая российско-китайский проект гуманитарной резолюции, отвергались. Теперь мы пожинаем плоды такой недальновидной политики Запада. К сожалению, мы наблюдаем продолжающуюся деградацию политико-дипломатического мыслительного потенциала сторонников жесткой линии во главе с Соединенными Штатами, загубивших имевшие место несколько лет назад положительные подвижки вокруг Корейского полуострова.

Усиление санкционного давления на Пхеньян не только бесперспективно, но и крайне опасно с точки зрения гуманитарных последствий таких мер. Санкционный пакет, принятый против Пхеньяна в 2016-2017 годах, ударил прежде всего по жизни обычных северокорейцев. Еще до начала пандемии в стране имелся серьезный дефицит лекарств, экономика «просела», банковско-финансовые ограничения фактически отрезали северокорейцев от возможности покупать потребительские товары. Подчеркнем, все это началось еще до «закрытия» страны перед угрозой распространения коронавируса в 2020 г.

К сожалению, COVID-19 все-таки проник в КНДР несколько недель назад. Эпидемиологическая ситуация там крайне сложная. Мы считаем, что совершенно безответственно предлагать новые санкции тогда, когда северокорейцы столкнулись с вызовом, который, наоборот, должен был бы позволить нам рассмотреть возможности оказания помощи стране для его преодоления. Актуальность расширения гуманитарных изъятий из санкционных мер, предлагаемых нами и коллегами из Китая, только возросла.

Всем, кто всерьез занимается северокорейской проблематикой, уже давно стало очевидно, что бесперспективно ожидать от Пхеньяна безоговорочного разоружения под угрозой раскручивания «санкционной спирали» и под «гарантии» ничем не подкрепленных обещаний. Создание же новых военных блоков в регионе, таких как объединение США, Великобритании и Австралии (т.н. AUKUS), вызывает серьезные сомнения в добрых намерениях этих стран, в т.ч. и со стороны Пхеньяна, и контрпродуктивно с точки зрения налаживания диалога. Слышали мы и угрожающие заявления в адрес Пхеньяна в ходе прошедшего турне президента США Дж.Байдена по странам региона.

В целом констатируем, что примат политико-дипломатического урегулирования конфликтов находится в параличе, причем во всем мире. Превентивная дипломатия, которую так любят воспевать многие государства-члены, включая авторов данного проекта, отшвыривается в сторону, когда речь заходит о странах, за которыми не признается их принадлежность к так называемому «цивилизованному миру». Похоже, у наших американских и других западных коллег случился «кризис жанра» – у них нет никакого иного ответа на кризисные ситуации, кроме введения санкций. Россия же всегда рассматривала эту меру в качестве самой крайней, требующей постоянной доработки и калибровки. Мы уже не говорим об односторонних санкциях, которые, в т.ч. и по КНДР, приводят к невозможности выполнения резолюций Совета Безопасности, подрывают нашу способность реагировать коллективно и многосторонне.

Хотели бы еще раз подчеркнуть – Россия выступает против любой военной активности, которая ставит под угрозу безопасность Корейского полуострова и стран Северо-Восточной Азии. Однако проблемы безопасности, напрямую касающиеся в том числе и нашей страны, не могут решаться через примитивное использование «санкционной дубинки», ведущее к серьезным побочным последствиям.

Убеждены, что поиск взаимоприемлемых политико-дипломатических развязок – единственно возможный путь к мирному решению проблем Корейского полуострова и формированию в Северо-Восточной Азии прочных механизмов безопасности. Только равноправное подключение всех игроков региона к урегулированию, а не попытки монополизирования этого процесса, способны дать результат. Именно это должно быть главной нашей задачей, решение которой позволит нормализовать ситуацию в регионе. При этом хотели бы отметить, что отсутствие продвижения на политическом треке грозит дальнейшим ростом напряженности на Полуострове, которую мы, к сожалению, уже фиксируем.

Благодарю Вас.