Выступление Постоянного представителя В.А.Небензи на заседании СБ ООН по ситуации на Корейском полуострове
Г-н Председатель,
Приветствуем участие в заседании Постоянного представителя Корейской Народно-Демократической Республики Ким Сона.
Сегодня Совет вовлечен в очередную дискуссию по инициативе группы стран Запада по ситуации на Корейском полуострове, которая не приближает, а отдаляет регион от долгожданной стабилизации. По сравнению с предыдущими запросами есть одно отличие: если раньше заседания созывались всякий раз, когда КНДР принимала посильные меры по реагированию на военные провокации США и их союзников, то сегодня на повестку дня вынесен вопрос о годовщине прекращения работы Группы экспертов санкционного комитета 1718, которая себя полностью дискредитировала, занимаясь сбором ангажированной информации из западных СМИ и поиском сумочек из дорогих бутиков. То есть вопрос, затрагивающий сугубо организационные аспекты работы одного вспомогательного органа, но никак не сюжет, связанный с поддержанием мира и безопасности. Не слышали, чтобы авторы сегодняшнего заседания устраивали «поминки» или даже просто предлагали обсудить работу аналогичных экспертных групп по другим страновым досье. Таким образом, налицо откровенное злоупотребление ресурсами Совета с целью отвлечения его внимания от реальных первопричин эскалации на Корейском полуострове.
Вместо заслушивания очередных домыслов псевдонезависимых экспертов, прямо декларирующих на своем веб-сайте, что их деятельность направлена на продвижение интересов Великобритании в сфере безопасности, Совету стоило бы обратиться к непосредственным факторам дестабилизации в регионе. Главным из них остается наращивание военного присутствия стран НАТО на Азиатско-Тихоокеанском пространстве, которое планомерно разрушает там перспективы построения внеблоковой архитектуры коллективной безопасности.
24 февраля завершились трехнедельные полноформатные учения ВС США и Республики Корея «CALFEX» с задействованием порядка 2 тысяч военнослужащих и 150 единиц техники, включая атомную подводную лодку. Отдельные маневры проходили в 25 километрах от границы демилитаризованной зоны, что вполне могло быть расценено Пхеньяном в качестве вооруженной провокации.
В последние месяцы аппетиты Вашингтона по наращиванию военного присутствия в регионе продолжают расти. По утечкам в СМИ, Минобороны США рассматривает вариант постоянного развертывания на южнокорейской авиабазе Кунсан 20 способных нести ядерное оружие истребителей F-35A Lightning II. Напомню, что ранее они задействовались лишь на временной основе в ходе совместных учений. В случае положительного решения у союзников существенно повысится общие оперативные возможности с учетом наличия у Сеула 40 единиц F-35A. Одновременно предполагается увеличить число истребителей F-16 Fighting Falcons, которые выполняют задачи сдерживания, а потенциально – угрожают обеспечить критическое превосходство в воздухе в первые часы гипотетического конфликта за счет нанесения ударов вглубь территории противника по хорошо защищенным целям.
Следует подчеркнуть, что речь идет о трех странах – США, Японии и Республики Корея, которые входят в десятку государств с крупнейшими в мире военными бюджетами, в боевой готовности у которых стоит самая современная и разрушительная военная техника. Этот вооруженный до зубов и хорошо скоординированный альянс пытается буквально загнать в угол одно независимое суверенное государство, которое вынуждено находить решения по обеспечению собственной безопасности.
Противники Пхеньяна могут сколько угодно говорить о том, что их действия не запрещены резолюциями Совета Безопасности. Однако такие циничные утверждения не соотносятся с требованиями СБ о необходимости решения проблем Корейского полуострова исключительно путем диалога и дипломатии. На деле мы являемся свидетелями прямых и последовательных нарушений группой стран своих международных обязательств.
Отдельного упоминания стоит прямо противоречащее Уставу ООН решение одиннадцати стран об учреждении т.н. «Международной группы мониторинга санкций в отношении КНДР», которая преподносится в качестве замены Группе экспертов Комитета СБ 1718. Хотим подчеркнуть, что данный механизм был создан в обход Совета Безопасности и потому не имеет законного международного мандата. Любому очевидно: кто платит, тот и заказывает музыку. Поэтому любые продукты, выработанные в данном формате, не будут иметь никакой легитимности и, в чем мы не сомневаемся, будут являться подтасовкой и дезинформацией.
Россия, в свою очередь, неоднократно предлагала инициативы в интересах деэскалации напряженности и укрепления взаимного доверия на основе учета законных интересов в области безопасности всех вовлеченных сторон. Скажу больше: в апреле прошлого года «на столе» в СБ лежал российский проект резолюции, предусматривающий продление полномочий Группы экспертов, по которой западные страны теперь проливают «крокодиловы слезы». Вкупе с этим положением мы предлагали запустить откровенный диалог, который подразумевал бы регулярный пересмотр рестрикций и поиск политических решений, положения о которых являются неотъемлемой частью резолюции СБ по КНДР. В результате США и их союзники ответили отказом и, по сути, собственноручно прервали мандат санкционных экспертов. Дело сделано – и винить им в этом остается лишь самих себя.
Что касается сотрудничества России с Пхеньяном, то мы неоднократно озвучивали нашу позицию. КНДР – наш близкий сосед и партнер, с которым мы развиваем отношения во всех областях. Это наше суверенное право. Российское взаимодействие с КНДР соответствует международному праву и не направлено против третьих стран, и не представляет никакой угрозы для государств региона или международного сообщества. Россия, безусловно, продолжит развивать это сотрудничество.
Подразделения КНДР принимали активное участие в освобождении российской территории, при этом Москва и Пхеньян действовали в полном соответствии с международным правом, в частности, статьей 4 Договора о всеобъемлющем стратегическом партнерстве от 19 июня 2024 года, предусматривающей незамедлительное оказание военной помощи в случае вооруженного нападения на одну из сторон. Мы крайне признательны нашим корейским братьям, их подвиг и отвага навсегда останутся в памяти нашего народа.
Совету Безопасности следует кардинально пересмотреть подходы, чтобы вывести ситуацию из опасного тупика, а не усугублять ее еще больше. Мы не раз говорили, с каких направлений можно было бы начать движение к нормализации. Но для этого в западных столицах должны коренным образом перенастроить мышление, которое до сих пор основывается на парадигме «холодной войны». Чем раньше Запад откажется упираться в это устаревшее мировоззрение, тем скорее Совет будет способен благотворно повлиять на развитие ситуации в регионе.
Благодарю на внимание.