Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление представителя Российской Федерации О.О.Михайлова на открытом брифинге Контртеррористического комитета СБ ООН по вопросам криминализации террористических преступлений и укрепления международного сотрудничества в привлечении террористов к ответственности

Г-н Председатель,

Проблематика криминализации террористических преступлений и привлечения террористов к ответственности неразрывно связана с вопросами межправительственного взаимодействия. Регулярно сталкиваемся с тем, что некоторые государства политизируют его ключевые аспекты, особенно в части оказания взаимной правовой помощи по уголовным делам и экстрадиции. Отмечаем возросшее количество отказов в исполнении наших запросов о правовой помощи. В большинстве случаев по сугубо политическим мотивам. Профильные международные конвенции, как и положения резолюций Совета Безопасности, обязывают государства оказывать друг другу максимально возможное содействие в связи с уголовными расследованиями или в контексте судебных разбирательств, связанных с финансированием или поддержкой террористических актов, включая помощь в получении доказательств. Напоминаем, что речь не о каких-то нормах «мягкого права», а о международно-правовых обязательствах государств. Их нарушение влечет за собой международно-правовую ответственность.

Сегодня среди вопиющих примеров отказа от сотрудничества –поведение ряда европейских государств (Германии, Дании, Швеции) в связи с актом международного терроризма – подрывом газопроводов «Северный поток-1» и «Северный поток-2» в сентябре 2022 г. в Балтийском море. Обязательство сотрудничать по расследованию этого преступления проистекает из Международной конвенции о борьбе с бомбовым терроризмом. Мы изучили аналитическую записку, которую подготовил КТИД к сегодняшнему мероприятию касательно вопросов кодификации террористических преступлений. Хотели бы обратить внимание на следующее. Документ охватывает многие ключевые аспекты террористических преступлений, такие как акт насилия, намерение и террористическая цель, однако не учтены важные элементы. В нем не упоминается финансирование терроризма как самостоятельный элемент. Также не были должным образом рассмотрены элементы подготовки, планирования, содействия и подстрекательства к терактам. Кроме того, пропаганда терроризма, распространение террористической идеологии, вербовка новых членов и рекрутинг также не учтены в документе, хотя согласно той же резолюции 1624 они являются террористическими преступлениями. Возвращаясь к тому, с чего я начал, в аналитической записке также не уделено должное внимание вопросам международного сотрудничества, хотя это то, что мы здесь обсуждаем и ради чего собираемся.

Полагаем, что вопрос криминализации террористических преступлений и привлечения террористов к ответственности тесно связан с проблемой иностранных террористов-боевиков (ИТБ). В частности, невыполнение государствами своих обязательств по привлечению террористов к ответственности ведет к тому, что в лагерях на северо-востоке Сирии складываются условия к усилению радикализации, гуманитарному кризису, нарушению прав человека. Хотели бы в этой связи услышать оценки такого бездействия от сегодняшних докладчиков, в частности из офиса Спецдокладчика ООН по поощрению и защите прав человека и основных свобод в условиях борьбы с терроризмом. Мы призываем к тому, чтобы уголовное преследование ИТБ основывалось на принципе «либо выдай, либо суди» при обеспечении неотвратимости наказания.

Подчеркиваем важность взаимодействия с официальными властями Сирии и Ирака для привлечения террористов к ответственности и возвращения ИТБ. В этом контексте мы продолжаем внимательно отслеживать выполнение Следственной группой по содействию привлечению к ответственности за преступления, совершенные ИГИЛ (ДАИШ) в Ираке, своего мандата по поддержке национальных усилий по сбору, сохранению и обеспечению хранения в Ираке доказательной базы преступлений ИГИЛ в соответствии с резолюциями СБ ООН 2379 и 2697 и Кругом ведения, одобренным Советом. Многолетнее саботирование руководством ЮНИТАД ключевой мандатной задачи привело к тому, что тысячи игиловцев так и не понесли наказания. Необходимо без предварительных условий передать все собранные материалы иракским властям. Рассчитываем, что эта ключевая задача будет выполнена за оставшееся до истечения мандата ЮНИТАД время его новым руководством.

Благодарю Вас.

Видео выступления