Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Вершинина на 13-й Конференции по содействию вступлению в силу Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний

Уважаемые дамы и господа,

Рассчитываю, что Конференция будет в полной мере отвечать задачам, обозначенным в Статье XIV Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ), и позволит продвинуться к общей цели – вступлению в силу этого важнейшего документа для режима контроля над вооружениями и нераспространения.

Вместе с тем вынужден констатировать, что проведение очередной Конференции по содействию вступлению в силу ДВЗЯИ вызывает двоякое чувство. С одной стороны, нас радует, что международное сообщество стремится вывести ситуацию из тупика, намерено и далее предпринимать усилия для вступления Договора в силу. С другой стороны, сам факт того, что собрались мы на уже 13-й по счету Конференции, свидетельствует о том, что перспективы превращения ДВЗЯИ в действующий международно-правовой инструмент, по меньшей мере, весьма «туманны».

Для того, чтобы лучше понять суть текущего момента, хотел бы напомнить историю вопроса.

Надежда на то, что эра ядерных испытаний подходит к концу, появилась 24 сентября 1996 года: именно в этот день ДВЗЯИ был открыт для подписания. Однако по прошествии более чем четверти века Договор так и не вступил в силу, поскольку его не ратифицировали оставшиеся восемь стран со значительным ядерным потенциалом.

Нельзя отрицать, что с 1996 года была проделана большая работа по универсализации ДВЗЯИ. На данный момент Договор подписали 187 стран, ратифицировали – 178. Это заслуга как государств-участников, так и исполнительных секретарей Подготовительной комиссии Организации по ДВЗЯИ.

Приветствуем тот факт, что с момента проведения предыдущей Конференции в 2021 г. ДВЗЯИ ратифицировали 8 стран. Это – солидный вклад в универсализацию Договора. Вместе с тем, к сожалению, последний раз, когда государство из Приложения 2 ратифицировало ДВЗЯИ, был в далеком 2012 году. Тогда это сделала Индонезия. С тех пор никаких подвижек на данном направлении не произошло.

Явно дестабилизирующим событием стал официальный отказ США в 2018 году от ратификации Договора. Это решение, которое, по циничным утверждениям самих американцев и многих их союзников, «ничего в практическом плане не меняло», в действительности имело серьезные деструктивные последствия для ДВЗЯИ и международной безопасности в целом.

Ввиду отказа США от ратификации Договора под вопрос ставится оправданность всех усилий по формированию связанной с ним инфраструктуры, включая Международную систему мониторинга – ключевую составляющую верификационного механизма.

Вместо того, чтобы не на словах, а на деле пересмотреть свое негативное решение, американская администрация пытается бросить тень на другие государства, включая Россию, обвиняя их в деструктивных действиях в отношении договора. Делает это голословно, не приводя никаких конкретных доводов в подкрепление своих утверждений. Убеждены, что у страны, которая сама не собирается ратифицировать ДВЗЯИ, нет ни формального, ни морального права даже обсуждать вопросы приверженности Договору других государств.  

На позицию США, как мы понимаем, ориентируются и некоторые другие государства, в том числе перечисленные в Приложении 2 к Договору. США вполне могли бы стать локомотивом в деле превращения ДВЗЯИ в юридически обязывающий международно-правовой инструмент, подать соответствующий пример. Призываем американское правительство пересмотреть свои безответственные подходы к ДВЗЯИ и безотлагательно предпринять все необходимые шаги для ратификации ДВЗЯИ.

Свой призыв мы обращаем также к остальным семи странам, от которых зависит вступление ДВЗЯИ в силу, – подписать и/или ратифицировать его как можно скорее. Каждое из этих государств несет свою долю ответственности за судьбу Договора.

Российская Федерация строго соблюдает свои обязательства по ДВЗЯИ. Активно участвовала в разработке Договора, одна из первых подписала его, ратифицировала в 2000 году. И с тех пор не только неукоснительно придерживается его положений, несмотря на то, что он не вступил в силу, но и предпринимает усилия по его универсализации в контактах с другими странами.

Россия близка к завершению создания одного из крупнейших сегментов Международной системы мониторинга – 31 из 32 объектов введен в строй и сертифицирован. Планируем уже в этом году сделать финальный шаг.

Активно взаимодействуем с Временным техническим секретариатом и Исполнительным секретарем Организации Р.Флойдом. В целом положительно оцениваем это взаимодействие и рассчитываем на то, что оно продолжится в таком же конструктивном ключе.

В начале 1990-х годов Россия объявила добровольный мораторий на ядерные испытания и соблюдает его до сих пор. Намерены и впредь поступать таким образом – при том условии, что аналогично будут себя вести другие ядерные государства.

При этом очевидно, что добровольные моратории на ядерные испытания, при всей их значимости, не могут «компенсировать» нерешенность главной задачи – вступления договора в силу. Односторонние меры также не могут быть заменой международно-правовым обязательствам по Договору.

В заключение хотел бы подтвердить приемлемость для
Российской Федерации заключительной декларации нашей Конференции, включая содержащийся в тексте перечень мер по содействию вступлению Договора в силу. Будем активно содействовать практической реализации.

Спасибо за внимание.