Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на 11-й Конференции по содействию вступлению в силу Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний

Уважаемые господа Сопредседатели,

Дамы и господа,

Рад приветствовать всех собравшихся в этом зале.

Рассчитываю, что открывшаяся Конференция будет в полной мере отвечать задачам, обозначенным в Статье XIV Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ), и на деле позволит продвинуться к общей цели – вступлению Договора в силу.

К сожалению, наша Конференция оказалась омрачена возмутительным инцидентом, связанным с неисполнением американской стороной своих обязательств, касающихся своевременного обеспечения въездными визами членов делегаций, которые прибывают на работу в ООН. Практически вся российская делегация, которая была заявлена для участия в работе сегодняшней Конференции, не получила визы, хотя все процедуры с нашей стороны были выполнены. Видимо, приходит время подумать о том, чтобы переносить такие конференции из Нью-Йорка на более устойчивые площадки, где принимающая сторона ответственно подходит к своим обязанностям.

Возвращаясь к теме, хочу поприветствовать подписание Договора Тувалу и ратификацию Зимбабве и Таиландом. С их присоединением число стран, подписавших и ратифицировавших Договор, достигло 184 и 168 соответственно. Каждая новая ратификация исключительно важна для ДВЗЯИ – она приближает Договор к статусу универсального и напоминает о мере ответственности остающихся восьми государств, от которых зависит его вступление в силу. 

К сожалению, за период после проведения предыдущей Конференции в 2017 г. ситуация вокруг Договора серьезно ухудшилась. Главным дестабилизирующим событием стал официальный отказ США от ратификации Договора. Это решение, которое, как утверждают американские коллеги и некоторые их единомышленники, ничего в практическом плане не меняет, в действительности имеет серьезные деструктивные последствия для Договора и международной безопасности в целом.

Ввиду заложенных в Договоре условий для его вступления в силу, отказ США от ратификации лишает ДВЗЯИ перспектив стать действующим международным договором. Под большой вопрос ставится оправданность всех усилий по формированию связанной с Договором инфраструктуры, включая Международную систему мониторинга.

Вместо того, чтобы пересмотреть свое негативное решение в отношении Договора, Вашингтон пытается бросить тень на другие государства, обвиняя их в несоблюдении ДВЗЯИ. Делается это голословно. Это уже стало нормой, никаких  конкретных доводов в подкрепление своих утверждений американцы не предъявляют. У страны, которая сама не намерена (сказав об этом официально) ратифицировать ДВЗЯИ, нет ни формального, ни морального права даже обсуждать вопросы приверженности Договору других государств. Использование нечистоплотных приемов для прикрытия своего возможного выхода из Договора просто недостойно.

Всерьез обеспокоены общей деструктивной линией США в отношении устоявшихся и доказавших свою эффективность механизмов и договоренностей в области контроля над вооружениями и нераспространения. Говорили об этом не раз. Продолжение этой линии чревато хаосом и анархией, отсутствием предсказуемости в ядерной области. ДВЗЯИ – один из важнейших инструментов ограничения ядерного оружия и нераспространения, призванный играть основополагающую роль в обеспечении международной безопасности и стабильности. Парадокс в том, что именно США в свое время были инициаторами разработки данного Договора. Наверное, об этом уже успели забыть.

Как мы понимаем, на позицию США ориентируются и некоторые другие государства, в том числе перечисленные в Приложении 2 к Договору. США вполне могли бы стать «локомотивом» в деле ратификации ДВЗЯИ, подать соответствующий пример. В этой связи призываем американское Правительство пересмотреть безответственное решение в отношении ДВЗЯИ и безотлагательно предпринять необходимые шаги для его ратификации.

Обращаем свой призыв и к остальным семи странам, от которых зависит вступление Договора в силу, призываем их подписать и/или ратифицировать его как можно скорее. Каждая из этих стран, конечно же, несет и свою долю ответственности за судьбу этого документа.

Весьма положительно оцениваем деятельность Временного технического секретариата (ВТС) Подготовительной комиссии ОДВЗЯИ во главе с нашим известным коллегой – Исполнительным секретарем Л.Зербо. Деятельность Секретариата по продвижению Договора на международной арене всегда нами поддерживалась. Поддерживаем мы и линию ВТС на планомерное и сбалансированное создание всех элементов механизма проверки ДВЗЯИ. При этом подчеркиваем: полноценное и эффективное функционирование верификационного механизма возможно только после вступления Договора в силу. Ни о каком временном применении Договора речи быть не может.

Ратифицировав Договор в 2000 г., Россия неукоснительно следует своим обязательствам. Для нас это единственный, поддающийся эффективной проверке международный договор по всеобъемлющему запрету ядерных испытаний, альтернативы которому нет и быть не может. Данная позиция в отношении Договора неоднократно подтверждалась российским руководством.

С 1991 г. Россия соблюдает мораторий на ядерные испытания. За это время мы не произвели ни одного ядерного взрыва. Намерены и впредь соблюдать этот мораторий – при том понимании, конечно, что аналогичной линии будут придерживаться другие ядерные державы. Исходим из того, что добровольный мораторий на испытания, при всей значимости данной меры, не может компенсировать нерешенность главной задачи – обеспечения вступления Договора в силу. Односторонние обязательства отдельных стран также не являются заменой полноформатным международно-правовым обязательствам по этому документу.

Россия тесно взаимодействует с Подготовительной комиссией по созданию российского сегмента Международной системы мониторинга. 28 из 32 предусмотренных на российской территории объектов уже введены в строй. Намерены добиваться новых результатов на этом направлении.

Уважаемые господа Сопредседатели,

Подтверждаю приемлемость для нас согласованной в Вене заключительной декларации сегодняшней Конференции, включая содержащийся в тексте перечень мер по содействию вступлению Договора в силу. Будем активно участвовать в практической реализации предусмотренных шагов.