Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление представителя Российской Федерации М.В.Бирюкова в ходе 15-й сессии Конференции государств-участников Конвенции о правах инвалидов

Г-жа Председатель,

Позвольте прокомментировать отдельные аспекты деятельности Комитета по правам инвалидов (КПИ) за прошедший год.

Вновь вынуждены обратить внимание Комитета на неправомерную практику совместных заявлений конвенционных органов, направленную, по сути, на расширительное толкование имеющихся у государств международных обязательств. В частности, хотели бы привлечь внимание к опубликованному 18 марта 2022 г. совместному заявлению Комитета по правам инвалидов и Комитета по правам ребенка на тему прав детей-инвалидов.

Вызывают недоумение содержащиеся в заявлении призывы к увеличению степени самостоятельного участия детей-инвалидов во всех процессах принятия решений без какого-либо упоминания руководящей роли их родителей или законных представителей в этом вопросе. Следует помнить, что согласно статье 5 Конвенции о правах ребенка родители и/или законные представители управляют и руководят ребенком в осуществлении им прав и делают это в соответствии с развивающимися способностями ребенка. Одновременно хотели бы отметить, что замечания общего порядка, на которые неоднократно ссылаются авторы заявления, являются лишь мнением экспертов Комитета и не могут налагать на государства какие-либо обязательства в дополнение к тем, которые они на себя взяли при ратификации или присоединении к соответствующей конвенции, если только государство в добровольном порядке об этом не заявит.

Кроме того, выступаем решительно против любых попыток видоизменения положений конвенций. Так, авторы совместного заявления предлагают привлекать детей инвалидов к участию в процессах принятия решений через «организации детей-инвалидов или представляющие их организации». Однако в пункте 3 статьи 4 Конвенции о правах инвалидов, на который ссылаются комитеты, упомянуты лишь организации, а не непосредственно дети-инвалиды. Также считаем неприемлемым использование в документах договорных органов, включая указанное заявление, спорных и не поддерживаемых большинством стран терминов и концепций. Например, некорректно употребление вместо общепринятого понятия «пол» слова «гендер».

Наконец, вызывает разочарование, что при большом обилии политизированных заявлений, сделанных различными комитетами и экспертами, в том числе Комитетом по правам инвалидов, никак не была прокомментирована ситуация с недопуском российских и белорусских спортсменов к участию в XIII Паралимпийских играх в Пекине. В пункте 5(а) статьи 30 Конвенции о правах инвалидов государства-участники обязуются принимать надлежащие меры для поощрения и пропаганды как можно более полного участия инвалидов в общепрофильных спортивных мероприятиях на всех уровнях. Но на деле в преддверии Паралимпиады мы стали свидетелями политизированного давления, оказываемого спортивными федерациями стран «коллективного запада» на Международный паралимпийский комитет, в результате которого российские и белорусские атлеты были лишены возможности принять участие в соревнованиях даже в нейтральном статусе. Не хочется думать, что отсутствие реакции Комитета на это событие означает «молчаливое согласие» с проводимым западными странами курсом на фактическую дискриминацию наших паралимпийцев. Призываем Комитет сохранять политическую нейтральность, а также принципиальность в вопросах, касающихся непосредственно его сферы охвата.

Благодарю за внимание.